Совместная деятельность с детьми "Говорящие пальчики"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Поскотина Светлана Фаиковна

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovm._deyat.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность  «Говорящие пальчики»

во 2 младшей группе А «Солнышко» на 2022 - 2023 учебный год.

Руководитель: Поскотина Светлана Фаиковна

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка

Совместная деятельность  «Говорящие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами: (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование пальчиками, закрашивание,

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

Развивающая – стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.

Воспитывающая – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

Организация работы совместной деятельности:

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 3-4 года.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки).

Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год

Январь 3 неделя «Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

И снежками мы кидались

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли.

3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками

Январь 4 неделя «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

Февраль 1 неделя «Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Сухой бассейн».

2. Пальчиковая игра «Гуси»

Гуси песню распевали — га-га-га, га-га-га.

(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)

Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)

Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)

Маму с Димой пощипали — га-га-га, га-га-га (щипаем ножки)

Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)

3. Упражнение «Накорми гусей» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Февраль 2 неделя «Одежда»

1. Самомассаж. Упражнение «Пуговицы».

2. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

Крепко, крепко их потрём,

А потом мы выжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-

Так встряхнём, так встряхнём. вниз.

А теперь платки погладим,Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по

Мы погладим утюгом. ладони другой.

А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.

И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.

3. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

4. «Укрась платье Машеньки» раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности взрослых и детей "Волшебные пальчики"

Совместная работа взрослых и детей, создание пособий по развитию мелкой моторики своими руками...

Конспект совместной деятельности детей и взрослых по изобразительной деятельности (рисование пальчиками).

ПАДАЮЩИЙ СНЕГ.Цель: познакомить детей с таким явлением природы, как снегопад; выполнить рисунок падающего снега.Задачи: учить детей рисовать пальчиками, аккуратно обмакивая пальчик в краску и на...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей во второй группе раннего возраста «Солнышко и пальчики»

Совместная деятельность воспитателя и детей во второй группе раннего возраста по развитию мелкой моторики...

Совместная деятельность педагога с детьми второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования....

Конспект совместной деятельности «Ладошкины помощники пальчики» с детьми раннего дошкольного возраста (3 года)

Цель образовательной ситуации: Способствовать закреплению сенсомоторных навыков через приобщение детей к игровым ситуациям....

Конспект совместной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной техники рисования «пальчиком». С применением технологии сохранения и стимулирования здоровья.(

Методическая разработка о совместной деятельности в образовательной области "Художественное творчество"  рисование с детьми первой младшей группы с использованием не традиционной т...