Пособие "Тактильно-сенсорные ладоши"
методическая разработка по развитию речи

Герус Юлия Ивановна

МЫ представляем вашему вниманию пособие, которое  включает в себя:

- 12 пар ладошек с  поверхностью из разных материалов

- 2 кубика: большой и маленький. На каждой грани кубиков разный материал – 12 фактур, как на ладошках.

- 12 разных фишек,  поверхность которых соответствует граням кубиков

- «Чудесный мешочек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladoshki.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей работе мы находимся в постоянном поиске новых идей,  доступных технологий. Хочется украсить и разнообразить занятия, повысить уровень интереса у детей. И получить результаты!  Я работаю на двух разных возрастных группах. Старшая группа 5-6 лет и вторая младшая группа (3-4 лет). И часто стараюсь использовать  и адаптировать игры и пособия   для детей старшего дошкольного возраста  на  малышках для запуска и активизаии речевой активности. Сейчас модным и современным стал метод замещающего онтогенеза. (это реконструкия сенсомоторного опыта ребёнка с момента рождения) Дети недополучают ощущения общения с окружающим миром, который по мнению многих родителей  несёт в себе опасность. Наше пособие мы создали на основе тактильно-сенсорных ощущений.  Через осязание  головной мозг получает информаию  о положении и поверхности, перемещения в пространстве, о форме, размерах  и свойствах.

Тактильно-сенсорные ладошки

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её  развитию»

 В. М. Бехтерев

«Рука- это вышедший наружу головной мозг»

И. Кант

2 -3  слай   МЫ представляем вашему вниманию пособие, которое  включает в себя:

- 12 пар ладошек с  поверхностью из разных материалов

- 2 кубика: большой и маленький. На каждой грани кубиков разный материал – 12 фактур, как на ладошках.

- 12 разных фишек,  поверхность которых соответствует граням кубиков

- «Чудесный мешочек»

4 слайд. Цель пособия: Развитие тактильных ощущений, сенсорного восприятия, тактильной памяти, ориентировки в пространстве,мелкой и общей моторики, и как следствие, благотворное воздействие  на умственный потениал ребёнка. Развитие межполушарных связей. Развитие  внимания, воображения, мышление, речи.

5 слайд Ладошки с разными сенсорными покрытиями (наждачная бумага, ребристая поверхность и т. д.) прекрасно массируют ладони.   А, как всем известно, на стопах и ладонях сосредоточено огромное количество нервных окончаний, связанных с внутренними органами, стимулируя которые мы получаем колоссальный благоприятный эффект. Снижается раздражительность, усталость, улучшается общее физическое состояние, повышается тонус мышц и кожи. Разная необычная поверхность очень нравятся детям.

6 слайд С помощью данного пособия можно составлять нейроигры,  использовать как нейротренажеры, составлять визуально-ритмические ряды, нейродорожки.

7  слайд  В логопедии  данное пособие можно использовать для запуска речи, для автоматизации и дифференциации звуков, развития связной речи и  лексико-грамматических категорий.

8  слайд  Универсальность пособия в том, что его  можно использовать с детьми  раннего и   дошкольного возраста.

Рассмотрим несколько игр с пособием.

Игры с нейродорожками: НАПРИМЕР

  1. Слайд Звуковые нейродорожкидля автоматизации и дифференциации звуков.: Назови картинки-выполни действия (хлопни правой рукой по правой ладошке, хлопни левой рукой по левой дорожке, двумя руками одновременно)

10слайд Обводим ладошку указательными пальцами двумя руками одновременно проговариваем автоматизируемый звук

 11слайд  На полу выкладывается нейродорожка  из ладошек и следков. (можно добавить любые предметы для усложнения моторной программы)

Моторное планирование –это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.(тренировка моторного планирования, необходимое для правильного произнесения звуков)

Нейроигры:

  1. Слайд  Сочетаем карточки с нейроиграми с автоматизаией звуков и ладошками
  2.  Решая задачи по дифференуиаии звуков «Л-Р» ставим около ладошек позу ладони и задаем ребёнку программу: проговаривая звук «Л», хлопни по ладоням –выполни одну позу, проговаривая звук «Р» хлопни по ладоням и выполни другую позу.
  3. -15  Положить две руки одновременно на одинаковые ладошки и отрывать по очереди пальчики, проговаривая одновременно речевой материал   (Игра на пианино)

16слайд  Тактильные сенсорные панели из ладошек развивают  тактильную чувствительность и используются как СЕНОРНЫЕ НЕЙРОТРЕНАЖЁРЫ  

1 7 – 18 слайд  Выкладывание визуально-ритмических рядов помогает ребёнку научится переключаться, развивает чувство ритма-основы формирования слоговой структуры слов. А ведь именно от этого зависит качество письма и чтения. А также эффективны при запуске речи у малышей.

1 9 слайд  Интересны детям такие игры как «Найди пару»Найти такую же ладошку, как предложил педагог. Одновременно мы решаем задачи по развитию речи. Можно усложнить, описывая какая ладошка на ощупь (гладкая, шершавая, твёрдая, мягкая и т.д).

20 слайд «Найди на ощупь» -«Чудесный мешочек» - Найти к паре ладошек такую же фишку из «Чудесного мешочка» на ощупь.

21 слайд«Найди по описанию»Для более старших детей можно усложнить задание. Изучив заранее и рассмотрев ладоши, взрослый описывает материал ладони (какой на ощупь ,вет и т.д.)

22  слайд «Выбери только правые, либо левые ладони»

23 слайд  Также по развитию лексико-грамматической и связной речи мы используем игры:

«Третий лишний» - Закрыв глаза ребёнку, определить на ощупь из трёх ладоней одну  другой фактуры. Можно усложнять игру ,добавляя еще ладоши другой фактуры.

«Сортёр»- предложите ребёнку на ощупь вытащить из «чудесного мешочка», все фишки с колючей, волнистой, мягкой и твёрдой поверхностью. Или выбрать среди разложенных на столе ладошек пару самых мягких, волнистых, гладких, колючих, блестящих и т.д. поверхностей.

«Загадай» - по очереди загадывают  друг другу ладошку, которую нужно взять.

24  слайд «Классическое мемори»: разложите ладошки, перевернув их лицевой стороной вниз. Ребёнок открывает  ладошки и запоминает какую ладонь он открывает и где лежит какая открытая им ладошка, если он находит две одинаковые ладони, то убирает их с игрового поля.

25 слайд  Игры с кубиками: бросая кубики нужно найти пару ладошек таких же, как и на верхней  грани выпавшего кубика. Игру можно усложнять, кидая кубики двумя руками одновременно. При этом ребёнок может получить инструкцию какой рукой (левой или правой) взять кубик.  Добавить поиск лежащих на полу следов этой же фактуры. Можно найти в «Чудесном мешочке» такую же фишку.

Предлагаю посмотреть видео с нашими играми.

Наше пособие  универсально и удобно  тем, что материалы для ладошек можно менять, добавлять новые интересные фактуры. А пособия, изготовленные своими руками несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Похлопайте в ладоши

Похлопайте  в  ладоши - переделка песни к выпускному утреннику в ДОУ.  Переделка не моя, но я использовала ее  на  празднике. Звучало прекрасно, дети пели с удовольствием...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (3-ий год жизни, 1 младшая группа) «Хлопает в ладоши дождик во дворе, дарит свою песенку дождик детворе»

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по ОО "Познание" для детей 3-го года жизни. Содержание построено с учетом принципа интеграции, возрастных особенностей, гендерного подхода, основного...

Презентация кружка: "Веселые ладоши"

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. М...

Игра "Кто такой хороший хлопает в ладоши"

Данную игру можно использовать как во время прогулки,так и во время праздников,досугов,развлечений....

Авторские стихи на тему: "Хлопать в ладоши - это интересно и полезно!"

В данном материале содержатся авторские стихотворные тексты для выполнения упражнений с хлопками....

Игры в ладоши

Игры в ладоши...