Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чтение русской-народной сказки "Никита-Кожемяка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе.

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Образовательные задачи:

1. Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

2. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

3. Помочь понять содержание сказки.

    4. Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе антонимов.

Развивающие задачи :

1. Развивать умение действовать согласованно.

2. Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание.

3. Развивать общие двигательные умения.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия:

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: - Какое время года сейчас? (зима)

- Сколько месяцев зимой? Назовите, пожалуйста, какой месяц сейчас (февраль)

- Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День Защитников Отечества)

- Что такое Отечество? (наша Родина) Кто защищает Родину?

- Как называется наша страна? (Россия) А как ее называли в древности? (Русь)

- А вы знаете, как называли защитников на Руси? (богатыри)

- Как вы думаете, какими они были? (смелые, ловкие, добрые, дружные)

- Вы хотели бы быть на них похожими?

-Ребята, про дружных, смелых богатырей сочиняли на Руси стихи, пели песни, рассказывали былины и сказки. Вы любите слушать сказки?

- Присаживайтесь на стулья и мы поговорим с вами о них. Чем сказки отличаются от рассказов? (Сказка это придуманное, а рассказ правда)

- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

- Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)

- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)

- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка,  Мальвина, отрицательных — (баба Яга, змей Горынович)

- Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

- Ребята, а давайте проверим, знаете сказки, я буду вам загадывать, а вы будете их отгадывать и показывать на доске.

1. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

( Волк и семеро козлят).

2. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра?

(По-щучьему велению)

3. У Алёнушки- сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди).

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка).

- Молодцы, отгадали загадки.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», хотите?

 Просмотр презентации сказки «Никита Кожемяка»,

Физминутка

Богатырь он таков:

Он силен, он здоров.

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы смотри,

Станем как богатыри!

Воспитатель: - Ребята как называется сказка?

- Кто главные герои в сказке?

- Кем был главный герой?

- В каком городе появился змей?

-Почему змея боялись?

- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?

- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?

- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

- Что предложил змей Никите Кожемяке?

- Чем закончилась сказка?

(«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране»).

- Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

- Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

Межа – граница земельных владений

Соха – орудие для вспашки земли

Борозда – канавка на поверхности земли, проведенная плугом, сохой

Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)

Кожи мять – делать кожу мягкой

- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

А сейчас давайте поиграем в игру, называется «Скажи наоборот». Я вам называю слово, а вы мне противоположное ему.

Смелый – трусливый

Тишина – шум

Зима – лето

Счастье – горе

Труд – отдых

Старт – финиш

Победа – поражение

Твердый – мягкий

Открытый – закрытый

Сухой – мокрый

Повесить – снять

Включить – выключить

Положить – взять

Ехать – останавливаться

Чистота – грязь

Целое – часть

Тяжелый – легкий

Холодный – горячий

Веселый – грустный

Сильный слабый

Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались?

- Что больше всего понравилось?

- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Можете подойти к доске и посмотреть иллюстрации к сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи:познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;учить детей участвовать в бесе...

Конспект ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе.

Цель:  Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.Развивать...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.Провела Седова О. А. 24.11.2022.Литература. В. В. Гербова. Раз...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа....