«Использование элементов сказкотерапии в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Косова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

«Использование элементов сказкотерапии

в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста »

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается недоразвитие речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Метод сказкотерапии полностью реализует задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развитию ребенка в условиях детского сада.

значении сказкотерапии в логопедической работе нашей группы:

  1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
  2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  3. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
  4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
  5. Метод сказкотерапии
  6. является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
  7. Цель: использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников

Формы работы комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).

Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации

  • Перевоплощение
  • Изображение растений
  • Погружение в различные стихии
  • Упражнения с тканью
  • Танец
  • Упражнения с зеркалом
  • Пантомимические этюды

Перевоплощение в живое существо

Цель: Снятие напряжения, активизация воображения

Перевоплощение в неживое существо

Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением Погружение в различные стихии

Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения, активизация словарного запаса.

Упражнения с зеркалом – «Страна Зеркалия»

Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.

Упражнения с тканью

Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.

Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.

Пантомимические этюды

Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой .

В логопедической работе я использую два вида сказок,

которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

  1. Дидактические сказки
  2. Художественные сказки
  • народные : сказки о животных

бытовые сказки

  • авторские: волшебные сказки

Художественная сказка

предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя сказки для расширения словаря детей я провожу следующие виды работы:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя по эпитетам;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением я предусматриваю два направления:

I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;

- распространение предложения;

- составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

- упражнение "Закончи предложение" и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи:

  • развития речевого дыхания,
  • плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
  • развитие различной силы выдыхания,
  • развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
  • развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.

Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

Создается дидактическая сказка по алгоритму:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии.

Циклы – это разделы программы:

Фонетика.

Звукопроизношение.

Обучение грамоте.

Грамматика.

Лексика.

Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

  • Фонетические сказки
  • Артикуляционные сказки для постановки звуков
  • Сказки по обучению грамоте
  • Грамматические сказки
  • По мотивам сказки «Колобок» создан

цикл дидактических сказок: «Путешествие Колобка», на материале которых отрабатываются предложно-падежные конструкции.

  • Лексические сказки

Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Фрагменты структуры

коррекционно-развивающего сказкотерапевтического

занятия

1 этап. Ритуал «входа» в сказку

2 этап. Повторение

3 этап. Расширение

4 этап. Закрепление

5 этап. Интеграция

6 этап. Резюмирование

7 этап. Ритуал «выхода» из сказки.

1 этап

Ритуал «входа»

в сказку

Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).

2этап.

Повторение

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п

3 этап

Расширение

Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.

Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.

4 этап

Закрепление

Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр

5 этап

Интеграция

Цель: Связать опыт с реальной жизнью.

Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

6 этап

Резюмирование

Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт

7 этап

Ритуал «выхода» из сказки

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

На занятиях в своей группе я знакомлю детей с основой театрального творчества, начинаю с обьяснения , что является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям обьясняю, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

· Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.

· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Методические рекомендации рассказывания сказок.

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает:

развивать произвольную память;

развивать фантазию и воображение;

развивать умение выражать свои мысли;

развивать умение слушать.

Сочинение сказок

Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки… Очень сложно ни с того ни с сего просто взять и сочинить сказку: нужна тема, главный герой, мораль – то ради чего можно стараться.

Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.

Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные нами ситуации и сочинить сказку.

Как придумывать сказки, с использованием лэпбука ФОТО

Это только общая схема:

Где, как, когда появился главный герой.

Какой он. (В некотором царстве….,родился прекрасный….., он обладал удивительными качествами…… )

Происшествие. (Все было хорошо, но однажды…., И вот в одну из ночей в королевство явился… и произошло…)

Здесь вы можете представить некоего злодея, который делает некий поступок (очень похожий на неприятный инцидент, случившийся с ребенком)

Герой отправляется на борьбу со злодеем.

(Ребенку в сказке легче абстрагироваться от своего поступка, в жизни он начинает думать, что он плохой, а не его поступки, в этом ему способствуют некоторые взрослые)

На пути он приходит на помощь нуждающимся и обретает друзей помощников.
С помощью друзей герой побеждает злодея. (Это могут быть новые качества или новые модели поведения для ребенка, вера, сила любви, преданность и т.д.). Победа происходит через раскаяние злодея и прощения со стороны героя.

Герой возвращается домой с новыми приобретенными качествами, т.е. с друзьями и вместе все зажили счастливо.

Для девочек сюжет будет отличаться, т.к. женщинам не свойственно сражаться со злом, но свойственна хитрость и благоразумие.

Постановка (разыгрывание) сказки

Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Модели выпускника ДОУ

Любознательный, активный

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).
  • Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями.
  • Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.
  • Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности
  • Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.

Эмоционально отзывчивый

  • Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь
  • Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
  • Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Коммуникативно-развитый

  • Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям
  • Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  • Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
  • Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Психологические характеристики

  • Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
  • Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.
  • Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.
  • Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.

Отсюда следует вывод: Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:

  • Успешное овладение грамотной и связной речью,
  • Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
  • Использование образных выражений при пересказе сказок,
  • Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
  • Совершенствование звуковой стороны речи,
  • Усиление интереса к занятиям,
  • Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.

Востребованность материала.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"

Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...

Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"

Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

В целях осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал учета хода и содержания обр...

Физкультурно-оздоровительный центр группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования...