Лексическая тема "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие с детьми36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию связанной монологической речи

 по параллельной организации для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Посуда»

Цель: Развитие связанной речи, обучение монологического повторения рассказа – описания. Уточнения и расширение словаря по теме «Посуда».

Задачи: Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа).

Развитие зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики.

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, творческого воображения, подражательности.

Оборудование: Картинки посуды (чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, чашка), разрезные картинки в конвертах «Разбитые чашки», схема для составления описательного рассказа (Ткаченко);

Лексический материал: Чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый,

Ход занятия.

1.Орг. момент.

У вас в руках картинки, на которых нарисована посуда. Тот, про чью посуду я расскажу, может назвать свою картину  и сесть. Слушаете внимательно.

Он белый, с красивым рисунком. У него есть носик и ручка. В нем  кипятят воду для чая. Что это?

Она большая и блестящая. У нее есть две ручки и крышка. В ней варят суп. Что это?

Этот предмет может большой, неглубокий. У него есть одна длинная ручка и крышка. На ней жарят котлеты.

Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп.

Она коричневая, небольшая у нее есть ручка. Из нее пью чай или молоко.

Вы все молодцы! Садитесь.

2. Тема занятия

Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. И составим рассказ о кастрюле.

Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Для чего нужна посуда?

3.Основная часть

На картинке вы видите кастрюлю.

Какого она цвета?

Какой формы?

Она большая или маленькая?

Из какого материала  она изготовлена?

Из каких частей состоит посуда?

Как ее использует человек?

Молодцы!

А сейчас я опишу эту кастрюлю.

Кастрюля красного   цвета с нарисованными на ней цветами. Она круглой формы. Большого размера. Кастрюля сделана из железа. У нее две ручки и крышка. В кастрюле варят суп.

О чем сначала я рассказала в своем рассказе?

Н схеме, которая поможет нам составлять рассказ, мы обозначили вот такой картинкой. Где изображены различные цвета.

На этой картинке нарисованы разные формы. О чем нам нужно говорить в своем рассказе?

О чем еще я говорила в рассказе?

Эта картинка в схеме  напомнит нам об этом.

Назовите следующее предложение в рассказе.

Мы обозначили его вот такой картинкой.

Что изображено  на схеме дальше?

Как вы думаете, какое предложение нужно говорить сейчас?

Каким предложением мы закончили свой рассказ?

На схеме мы обозначили, это вот таким символом.

Эта схема поможет нам составить рассказ о кастрюле.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть- чуть сломали

(загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды)

Так мы маме помогали.

(попеременно ритмично ударяют кулачком об кулачок и хлопают в ладоши)

Игра «Обезьянки»

Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Молодцы!

А теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

Сейчас, попробуем вместе с вами составить рассказ. Я буду показывать на картинку схемы, а вы составлять нужное предложение.

А теперь мы сами составите рассказ.

Игра «Разбитая чашка»

Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые» Помогите мне их «склеить». Сложите части картинок правильно.

Итог занятия.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

О каком предмете мы составляли рассказ?

Сегодня все хорошо работали и активно  помогали мне. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...