Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
материал

Савина Светлана Анатольевна

 Предназначен для учеников педагогического класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_teatr_i_rech.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целевая аудитория: Предназначена для учеников педагогического класса.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: ученики педагогического класса

Цель мастер-класса: Знакомство будущих воспитателей с формами и методами организации и развития коммуникативной сферы воспитанников: использование различных видов театра в работе с воспитанниками.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в работе с воспитанниками.
  2. Показать значимость применения театрализованных игр и упражнений для речевого развития дошкольников.
  3. Создать условия для обретения будущими педагогами своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Предварительная работа:

  1. Оформление выставки «Такой разный театр».
  2. Подбор литературы по теме мастер-класса.
  3. Оформление методической выставки.

План проведения мастер- класса:

  1. Сообщение «Игры с куклами в театральной деятельности».
  2. Использование видов театра в разных возрастных группах.
  3. Знакомство с выставкой «Такой разный театр» (практический показ).
  4. Подведение итогов мастер-класса (домашнее задание).

Ход мероприятия

  1. Игры с куклами в театрализованной деятельности в детском саду.

   Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

   Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое). Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе), театр игрушек и петрушек. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида верховые и напольные. 

  • Верховые (перчаточные и тростевые) - кукловод управляет из-за ширмы.
  • Напольные (марионетки, большие куклы) - кукловод управляет ими на глазах у зрителей.  

    К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

   Ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

   Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

    Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

  Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

  Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

    Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеет общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

  1. Использованию видов театра в разных возрастных группах.

         Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким     нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от

общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в     детском саду!

 «Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

     Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр.

     Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может быть вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек (рукавичек). Игра с пальчиковыми куклами помогает малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

     Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков», объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков. Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли).

     Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками   называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Можно использовать мягкую игрушку. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

  Способы управления куклами с «живой рукой». Высота театральной куклы зависит от роста ребёнка. Ребёнок надевает на себя костюм, большую голову-маску, большие ладони и превращается в живую куклу. Можно изготовить куклу самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к головке куклы, два других угла резинками прикрепляются к запястьям ребёнка. Для того чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесёмки, которые завязываются на шее кукловода. Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, а также к импровизации

 Общение с куклой помогает малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

III. Практическая часть.  Знакомство с выставкой «Такой разный театр».

Педагоги детского сада используют следующие виды театра:

  • Театр ростовых кукол;
  • Театр «би-ба-бо»;
  • Театр объёмных игрушек из цилиндров и конусов;
  • Театр с «живой рукой» (косыночный);
  • Театр «ложек»;
  • Театр кукол на столе (плоскостной театр);
  • Театр на фланелеграфе;
  • Пальчиковый театр.

Ознакомление с технологией изготовления кукол (объяснение и показ).

Задание: создать актерскую группу (2-3 человека), выбрать один из предложенных видов театра и проиграть сюжет из сказки или придуманный сюжет «Сказка на новый лад».

       IV. Подведение итогов.

Рефлексия. Все стали в круг, передают игрушку Петрушку друг другу и высказывают свои впечатления от мастер-класса:

- Мне понравился …….вид театр, потому что, …

Домашнее задание:  

1. Подготовить слайдовую презентацию «История возникновения театральной игрушки».

2. Подготовить театральные атрибуты и театральную постановку по одному из видов театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...