"Ворона и лисица."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ересько Ольга Анатольевна

Развитие речи. Конспект занятия. (старший дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_vorona_i_lisitsa_starshiy_vozrast.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова

• формировать умение детей отличать басни от других произведений.

• Развить интерес к басням

• Развить мышления при анализе произведения;

развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения; • Обогащать словарный запас • Воспитывать интерес к художественной литературе

Предварительная работа:

•Знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. • Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными

• Игры-драматизации по сказкам.

Материал к занятию:

•Портрет И. А. Крылова;

Книги, часть группы оформлена в виде библиотеки

Ход занятия

I часть:

Организационный момент

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре – самолете (слайд)Скажем волшебные слова: «Ковер – самолет - лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

- Правильно, библиотека. Воспитатель: Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель: А у нас в группе есть библиотека?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

• Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

• - Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

• Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

• Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

• Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

• Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

• Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

• Какие сказки они написали?

• Чему нас учат сказки?:

• Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

• Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни». • Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп (слайд) Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. В России писал басни Иван Андреевич Крылов (слайд)

Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест»«Слона-то я и не приметил»«Услужливый дурак - опаснее врага».

Крылов - самый известный баснописец. Герои басни - животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Воспитатель: А какие вы знаете басни?

Дети: «Слон и Моська»«Стрекоза и Муравей»«Муравей и Голубка»«Лев и Мышонок»«Ворона и Лисица»«Мартышка и Очки».

Воспитатель: Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.

• Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

• - Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

«ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона, взгромоздясь,

Позавтракать - было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в  зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Беседа по содержанию басни

• Что напоминает вам басня - рассказ, стихотворение или сказку?

Объясните, почему вы так думаете.

• Назовите героев басни?

• Кто вам понравился и почему?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая).

• Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

(Вертит хвостом,

глаз не сводит (смотрит не отрываясь)

И говорит так сладко, чуть дыша)

• Какая лисица в басне: хитрит, заискивает, льстит? • Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

• Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

• Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

• Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

• А что с вороной произошло?

- вскружилась голова

- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)

- каркнула во все воронье горло (очень громко)

• От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

• Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

• Чему нас учит басня?

- Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам,

3часть

Воспитатель: Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду. Вам понравилась страна книг? Какие книги вам там запомнились?

- С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

- Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

- Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

- Чем отличаются басни от сказок? (сказка — это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека

Воспитатель: А сейчас, подойдите к столам, выберите себе раскраски с понравившимися героями, и раскрасьте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Ворона и лисица"

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой....

Басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица"

Слайды к занятиям по ознакомлению с художественной литературой. В них представлено: знакомство с жанром басни, портреты И. А. Крылова, словарная работа, а также диафильмы по самим басням с текстом....

Развитие речи. Басня "Ворона и лисица"

Занятие по развитию речи....

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Знакомство с творчеством И. А. Крылова в старшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Сценарий басни Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством Ивана Андреевича Крылова....

Басня Крылова "Ворона и лисица"

Ознакомление детей с художественной литературой...