«Использование инновационных развивающих материалов «Волшебные Гонзики» в работе с дошкольниками»
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Климкина Ольга Юрьевна

Дидактические игры с "Гонзиками" и не только..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал к развивающему игровому пособию «Волшебные Гонзики»

Развивающее игровое пособие «Волшебные гонзики» — это смешные пластиковые глазки, которые надеваются на пальчики и таким образом оживают в руках детей или взрослых. В комплект с ними входят яркие, разноцветные мягкие перчатки, которые являются «телом» «гонзика».

Игровое пособие помогает:

- cформировать у ребенка мотивацию и стойкий интерес к игровым занятиям как с педагогом-психологом, так и с другими специалистами  (учителем - логопедом, учителем-дефектологом), повысить работоспособность; развить высшие психические функции (память, внимание, воображение, мышление),зрительно-моторную координацию, расширить кругозор; развить коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.

«Гонзики» научат детей от 2 до 7 лет общаться, обсуждать проблемы, повторять за взрослым движения и слова, фантазировать — придумывать сюжетно-ролевые игры, сказки, показывать театрализованные сценки.

Задания с использованием развивающего игрового пособия «Волшебные гонзики»:

1. Предложите одному ребенку надеть одного или нескольких «гонзиков» на определенные

пальчики и выполнить ими действия — покивать, говоря «да»; покачать игрушкой, говоря «нет»;

поздороваться и т. п. Другого ребенка попросите запомнить все действия партнера, а затем

повторить их. Используйте такие задания, чтобы развить память и внимание дошкольников.

2. Прочитайте ребенку стихотворение, которое передает определенное эмоциональное

состояние. Затем предложите ему выбрать цвет «гонзика», который ассоциируется у него с этим

чувством. Попросите ребенка надеть на руки перчатки и «гонзика» определенного цвета. Подобные задания научат ребенка распознавать эмоциональные состояния. Литературный материал для коррекционно-развивающей работы с использованием игрового пособия «Волшебные гонзики».

3. Предложите ребенку надеть «гонзика» на средний палец правой руки и слегка приподнять его — это будет голова жука. Остальные пальцы — его лапки. Руки ребенка должны находиться на столе. Левая рука в положении стоя упирается локтем на стол, ладонь раскрыта кверху, пальцы широко расставлены — это дерево.

Передвигая лапки по

столу, жучок ползет к дереву.

Вот в лесу жучок живет.

Он на дерево ползет.

(Жучок забирается по левой руке на ладонь.)

На листочек он забрался

И тихонько покачался.

(Покачать ладонь левой руки с жучком.)

Это упражнение развивает мелкую моторику

ребенка, воображение. По аналогии с ним вы можете

придумать упражнения с новыми героями, используя

соответствующий литературный материал.

4. Используйте «гонзиков» при прочтении стиховдиалогов. Стихи можно читать по ролям, а можно  предложить ребенку читать за обоих персонажей — при условии, что он знает текст наизусть. «Гонзиков» в этом случае он надевает на указательные пальцы рук.

Литературный материал для коррекционно-развивающей работы  с использованием игрового пособия «Волшебные гонзики»

I. Знакомство с эмоциями

Радость М. Карем

Радость пробежала по дорожке.

Радость распахнула все окошки.

Радуется клен, что он силен, —

Радугу на ветке держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишкам радуется елка.

Разбудите, дети, всех людей!

Радость запрягает лошадей.

Надевайте лучшие одежки!

Радость распахнула все окошки!

Беседа на тему: «Я радуюсь, когда…»

Не буду бояться! Э. Мошковская

Страшно в лесу.

А если в грозу?

А в темные ночи?

Страшно очень.

И там медведь,

И медведица есть,

И волки даже!

А заяц — как же?

А заяц живет, и — ничего!

И ежик живет, и детки его,

И бегают детки, резвятся!

И я не буду бояться!

Страх Т. Коваль

Он колышет занавески,

Если дома я одна.

Он скрепит дверями в детской,

И тогда мне не до сна

На каток коньки одели —

Он дрожит в моих ногах.

Не пускает на качели.

Вот какой он вредный — страх.

Беседа по теме: «Я боюсь, когда…».

Все сделалось грустным Л. Николаенко

Яблоко стало невкусным.

Веселое стало грустным.

Сахар — не сладкий.

Соль — не соленая.

Дождик — не мокрый.

Трава — не зеленая.

Гром на кого-то с неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать.

Мама молчит…

Обида Э. Мошковская

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста…

И в обиде я обидел

И щеночка, и кота…

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег,

И проспал в ней два часа,

Открываю я глаза…

А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

Беседы по теме: «Я грущу, когда…», «Я

обижаюсь, когда…».

Мне ужасно интересно Т. Коваль

Мне ужасно интересно:

А в яйце цыпленку тесно?

Сколько молока в корове,

И зачем нужны нам брови?

Почему, кто даст ответ,

У медведя слуха нет,

У мальчишек — длинных кос,

А на лысине — волос?

Есть ли у жука коленки?

Может каша быть без пенки?

Спрятали куда конфеты?

Как найти на все ответы?

Погремушка А. Барто

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

Беседы по теме: «Я удивляюсь, когда…», «Мне

интересно…».

Злость Автор неизвестен

Сегодня я сердит с утра.

В садик пришел я — и вот беда:

Игрушку мою отобрали,

И с нею играть мне не дали!

Когда вам сердиться придется,

То злостью это назовется.

Беседа по теме: «Я злюсь, когда…».

II. Стихи-диалоги

Как лягушонок с утенком

разговаривал

Лягушонок: «Квак, квак!»

А утенок: «Кряк, кряк!»

Все сказали, все спросили…

Хорошо поговорили!

В. Липанович

Разговор лютика и жучка

— Лютик, лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь.

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь.

И. Токмакова

Кошка

— Что ты, кошка, сторожишь?

— Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

В. Лунин

Кто первый?

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили?

— Я дружил.

— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл.

В. Орлов

Ослик

— Ослик, Ослик,

Где твой хвостик?

— Хвостик мой пошел гулять,

Он вернется ровно в пять.

М. Дружинина

Разговор в темной комнате

— Знаешь, там за занавеской кто-то дышит и

молчит…

— Это кит.

— Чья-то тень крадется… Видишь — по стене

на потолок?

— Это волк.

— Кто-то скрипнул дверцей шкафа…

— Домовой.

— Отчего тебе не страшно?!

— Ты со мной.

М. Лукашина

Знакомство

— Гонзик, Гонзик, где ты был?

— К детям в детский сад ходил.

— Что там делал?

— Я играл, малых деток забавлял.

О. Куликова

III. Игры на развитие кругозора

«Весна». На указательный палец правой руки ребенок надевает «гонзика» зеленого цвета.

При чтении стиха слегка покачивает фалангой пальца вперед.

И вкривь, и вкось, и напрямик

Бегут ручьи. Чирик-чирик!

Кричат скворцы, дрозды, грачи —

Попробуй всех перекричи!

«Лето». Инструкция та же, только ребенок надевает «гонзика» красного цвета.

Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.

И значит, лето вновь пришло.

Пою со всеми заодно:

«Пусть не кончается оно!»

«Осень». Инструкция та же, только ребенок надевает «гонзика» желтого цвета.

Закрыли тучи синеву.

Дождинки падают в траву.

Чик-чик-чирик! На край земли

Летят куда-то журавли.

«Зима». Инструкция та же, только ребенок надевает «гонзика» синего цвета.

Повсюду снег. И кто-то мне

Кормушки ставит на окне.

Быть благодарным я привык.

Спасибо, люди! Чик-чирик!

IV. Задания для физкультминуток

Массаж в паре «Смешные человечки». Дети стоят парами друг напротив друга. Все

движения выполняются на теле партнера руками, одетыми в цветные перчатки с «гонзиками» на них.

Бежали мимо речки Смешные

человечки,

Шагательные движения пальцами вверх по рукам партнера

Прыгали, скакали, Постукивания по плечам

Солнышко встречали. Поглаживания щек

Построили мосток, И забили там

гвоздок.

Руки перед собой, согнутые в локтях, постукивания кулачками

друг о друга

А потом — бултых — в речку.

Взяться с партнером за руки «лодочкой» и резко бросить руки

вниз

Где же человечки? Пожать плечами

 

V. Зрительная гимнастика

Наденьте «гонзика» на указательный палец и попросите детей следить за его движениями,

повторяя глазами его действия по тексту.

Вариант 1

Гонзики пошли гулять, Движения влево-вправо

Стали прыгать и скакать. Движения вверх-вниз, зигзагами

Стали веселиться, Весело кружиться. Круговые движения

А потом устали И в кровать упали Закрыть глаза

Вариант 2

Гонзик, посмотри-ка на ребят, Дети смотрят друг на друга

Теперь на небо — Там птички летят. Переводят глаза наверх вслед за «Гонзиком»

Внизу по травке жук ползет. Смотрят вниз

А слева — деревце растет. Смотрят влево

Направо — алые цветы, Смотрят вправо

Закрыв глаза, понюхай ты Закрывают глаза, делают глубокий вдох

 

VI. Игры с «Гонзиками»

«Спокойной ночи»

Гонзик маленький скакал -

"подпрыгивают" пальцы, на которые не надеты

"глазки"

Головой крутил, -

крутить пальцем с "глазками"

Летал! -

махать пальцами без "глазок", как крыльями,

К вечеру совсем устал,

Приземлился, полежал -

положить всю ладошку на стол,

Когда голову поднял -

понять вверх палец с "глазками" и покачать

им,

В небе звезды увидал!

Понял Гонзик: "Пора спать".

 Лег в цветочек, как в кровать -

раскрыть пальцы другой руки, как лепестки

цветка, положить на ладошку Гонзика и

покачать.

Цветочек Гонзика качает,

Тихо песню напевает:

"Ложись скорее на бочок.

Спокойной ночи, мой дружок".

"Комарики"

Мы шагаем, мы шагаем, -

поднимать по очереди по два пальца, на

которых нет глазок,

Лапки кверху поднимаем.

Головою повертели,

Оттолкнулись, полетели! -

оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед

"нос комара" - "ЗЗЗЗЗЗЗ", покружить перед

собой.

Дети рассказывают за ширмой.

Сказка «Странное утро»

Утром солнце просыпается,

(появляется одна рука, растопырив пальцы)

Лучиками улыбается,

Смотрит, травка зеленеет,

(появляются пальчики в зеленых перчатках)

Рядом ягодки краснеют.

(сжатые в кулак пальцы в красных перчатках)

Гонзик по лесу бежит

И забавно так пыхтит.

Гонзик маленький чихнул,

На полянке всех спугнул.

(все, кроме Гонзика, убирают руки)

Гонзик сразу загрустил

И головку опустил,

Лапки подогнул,

Исчез.

И затих волшебный лес.

Затем "на бис" поиграли в еще одну

сказку:

Сказка «Улитки»

А теперь загадка

Найдете ли отгадку?

Чьи же это глазки?

Из какой вы сказки?

(появляется указательный пальчик с

"глазками")

Может "Гонзики" смешные?

Может Чудики лесные?

(двигать пальчиком в разные стороны - "нет")

Может вы сороконожки?

Скорей пройдите по дорожке!

"Мы ползем, ползем, ползем,

Домик на себе несем.

Так спешили, так бежали,

Вы скажите, нас узнали?"

(Ответы детей)

"Это очень хорошо!

Приползем мы к вам еще!

А теперь всем - до свиданья,

И спасибо за вниманье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Мастер-класс для воспитателей- конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с использованием инновационных развивающих технологий "Колючий недотрога"

   Предложенный конспект занятия  способствует обобщению представлений младших дошкольников  о жизни ежа.  Дети на занятии  могут закрепить и уточнить представлени...

Представление опыта работы «Использование инновационных технологий в организации экологического воспитания и образования дошкольников»

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...

Использование инновационных развивающих технологий в работе с детьми среднего возраста

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию.   Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов. В своей работе я и...

Использование инновационных развивающих технологий в развитии речи дошкольников

Консультация для педагогов по применению развивающих технологий в работе по развитию речи дошкольников....

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...

Использование инновационных развивающих материалов «Забавные Гонзики» в работе с детьми

Игровое развивающее пособие ГОНЗИКИ - это смешные пластиковые глазки, которые надеваются на пальчики и таким образом оживают в руках детей или взрослых. В комплект с ними входят яркие, разноцветные мя...