Логопедическое занятие «Путешествие в страну игрушек»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Малиёва Татьяна Михайловна

Конспект логопедического занятия по теме: Игрушки. Использование презентации о народных игрушках Донского края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_igrushek.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Путешествие в страну игрушек»

 

Разработала: учитель-логопед:

Малиёва Татьяна Михайловна

2023

Конспект логопедического занятия по лексической теме: Игрушки

«Путешествие в страну игрушек»

Коррекционно-образовательные задачи. Активизировать словарь детей по теме «Игрушки». Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, качественные прилагательные от существительных; Образование степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением, умение анализировать, сравнивать.

Коррекционно-развивающие цели Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию речи с движением,

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные цели - формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях Донского края. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

Учитель-логопед. – Ребята сегодня нас ждёт необычное путешествие. Мы отправимся с вами  «В страну игрушек» и не просто отправимся, а полетим. А на чем можно летать? (ответы детей) Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре. А поможет нам в этом удивительная считалочка.

Развитие мелкой моторики, чувства ритма

-Раз, два, три, четыре, пять.

(дети загибают пальчики по – одному)

-На лужок пойду гулять.

(руки опустили)

-Красный шарик захвачу,

(показывают «шарик» руками)

-Нитку крепко закручу.

(левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»)

-И начну считать опять-

(показывают ладони)

-Раз, два, три, четыре, пять.

(по очереди загибают пальчики)

-Как сочту до десяти,

(показывают все пальцы)

- Крикну шарику: « Лети !»

(поднимают руки вверх)

Учитель – логопед: - Поднимите правую руку вверх, покажите свой шарик и на носочках побежали за мной. (Дети бегут по залу и встают в круг)

Образование степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развитие мышечного тонуса и силы выдоха

Учитель – логопед: - Поиграем в игру «Покажем и скажем, что можем»:

- У меня был шарик вот такой большой ( показывает). А у вас?

- А у нас еще больше. Вот такой (показывают).

- Я встала на носочки и потянулась вот как высоко (показывает). А вы?

- А мы еще выше. Вот так (показывают).

- У моего шарика была вот такая длинная ниточка (показывает). А у вас?

- А у нас еще длиннее. Вот такая ( показывают).

- Я подула на свой шарик вот так долго (показывает). А вы?

- А мы еще дольше (показывают).

- Я развела руки вот так широко (показывает). А вы?

- А мы еще шире ( показывают).

- У меня шарик улетел вон как далеко (показывает). А у вас?

- А у нас еще дальше ( показывают).

- Улетели наши красивые шарики.

Учитель – логопед: -  Так как мы идем в страну игрушек, то давайте вспомним, какие игрушки мы знаем, Мы не будем просто так перечислять игрушки, а почитаем знакомые стихи Агнии Барто и назовём игрушку. Я начинаю, а вы продолжаете. Читаем стихи: Мишка, Бычок, Мячик, Грузовик, Зайка, Слон, Лошадка, Козлёнок, Самолёт, Флажок, Кораблик, Барабан, Кукла, Резиновая Зина.

 Игра с мячом « Назови ласково игрушку»

Развитие слухового внимания

Учитель – логопед: - Молодцы! Вы все правильно назвали. Что это звучит? Откуда? ( Дети определяют по слуху то место, откуда раздается звук музыкальной шкатулки, и подходят к ней.)

Учитель – логопед: - Ой! Волшебная коробочка и письмо. На конверте написано: « Для тех, кто хочет попасть в страну игрушек». Значит это письмо для нас. Давайте его прочитаем:

« В этой коробочке лежит ключ от волшебной страны игрушек. Но достать его вы сможете только тогда, когда побываете на Поляне Волшебных воспоминаний. Удачи вам. Ваш воздушный шарик».

- Хотите достать ключ? На какую поляну мы должны попасть? Почему ее так назвали? Все готовы идти? Встаньте и повернитесь друг за другом. Мы отправляемся искать поляну. Сначала пойдем большими шагами, а потом маленькими. Слушайте музыку, она будет нам помогать.

Развитие координации и переключаемости движения

Учитель – логопед: - Идем искать поляну.

- Большие ноги шли по дороге (широкие шаги);

- Маленькие ножки бежали по дорожке (бег на носочках);

- Большие ноги прыгали по дороге (прыжки на двух ногах);

- Маленькие ножки скакали по дорожке (подскоки);

-Вот мы и пришли на Поляну Волшебных Воспоминаний, садитесь удобнее. Я расскажу вам удивительную историю.

Учитель – логопед: - Шла я утром в детский сад, смотрю, а к нашему саду подлетела большая ворона. В клюве она держала узелок. Походила она по ступенькам, как будто о чем- то думала, потом испугалась меня и улетела, оставив узелок. Вот он. Давайте посмотрим, что там. Пучок соломы, кусочек бересты, кусочек глины, дощечка, тряпочка.

- В старину люди делали из этого материала русские игрушки: из соломы какие игрушки получались? (соломенные), из глины (глиняные), из дерева (деревянные), из бересты ( берестяные).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ИГРУШКАХ КАЗАЧЯТ ДОНА.

Слайд  1.

Самой первой игрушкой, которая подвешивалась в люльку, была ложка. Ребенок бил по ней ручками и так развлекался.

Слайд 2.

Еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, «кружавки» (как тогда говорили), разные тряпочки. Яркие лоскуты развлекали младенца, пока мать была занята. Тряпочки, кружавки над люлькой шевелились, привлекали внимание малыша.

   Слайд 3.

 У малышей были и погремушки, сделанные из ярких декоративных тыковок. В высушенной тыкве проделывали дырочку, просовывали зерна кукурузы, трясли, зерна гремели – ребенок радовался.

  Маленькие казачата любили играть с пылью. Как тогда говорили «нагортали» кучки пыли и соревновались у кого куча больше, потом прыгали с разбега в эту кучу – у кого пылевое облако больше, тот победил.

   Слайд 4.

«Свыстуны» из глины. Одной из самых любимых игрушек были свистки и дудочки. Делались свистульки из бузины, «сюрчки» из камыша, «свыстуны» из глины в виде животных: петушков, коников. Иногда такие свистульки делал отец или дед, но чаше всего их покупали или выменивали на какие-нибудь тряпки у старьевщика. Ехала по станице гарба (телега, повозка), а за ней толпа ребятишек, которые выпросили у родителей копейки или тряпки и желали купить свисток. Говорили: «Гарба проедет – вся улица свистит».

 Слайд 5.

    Делали дети себе игрушки сами. Самая простая игрушка – гуркало. Брали гусиную плоскую косточку, проворачивали дырку или брали пуговицу. В дырки продевали толстую нитку, брали за концы ниток и раскручивали от себя. Нитка накручивалась, а когда переставали накручивать, слега ослабляли натяжение, пуговица крутилась, нитка гудела, гурчала. Получался такой музыкальный инструмент.

Слайд 6.

     Любили дети играть в мяч, но стоил он дорого. Казаки народ творческий, с выдумкой. Придумали вот что. Когда корова линяла, пух счесывали, собирали его, а когда полный мешок накопиться, кипятили воду, бросали туда этот пух, мешали в чане палкой, пух сбегался в один ком, ком вытаскивали, отжимали, высушивали, обшивали тряпками – вот и готов мяч. Его можно было бросать друг другу и перекатывать ногами.

Слайд  7.

     У мальчиков игрушки были вырезаны из дерева или слеплены из глины. Вырезал для внуков дед.

Вырезал коней, петушков, человечков и даже маленькие санки, лодочки, грабли, тяпки.

Слайд  8.

  Дзига. Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперек дзиги, тогда она летела, крутясь. Дзигой сбивали мишени – камни. Умельцы бросали ее кнутом вдаль на два метра и дальше. Такая игра развивала глазомер, меткость, учила казачонка обращаться с плеткой. Это могло пригодиться во время боя на войне.

Слайд 9.

Дети любили лепить игрушки из теста. Когда мать пекла хлеб, немного теста выделялось детям. Они лепили себе птичек, куколок. Это занятие поощрялось, считалось, что девочка вырастет хорошей хозяйкой, коли любит с тестом возиться.

Слайд 10.

Играли с картофелем, который был похож на животных, например, на уточку, коровку.

Слайд 11.

     Куклы-любимые игрушки. Одной из самых любимых игрушек девочек была кукла. Как вы думаете, когда у девочки появлялась первая кукла - в 2 - 3 года или сразу после рождения? Сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу и приговаривали : «Штоб ты була тряпошница, штоб булы у тэбэ куклы». А почему так приговаривали? Давайте вместе подумаем. Чему училась маленькая казачка, играя с куклой?   - Шить, стирать, заботиться о семье, нянчить младших.

Слайд 12.

Кукол делали из разных материалов: из кабачка (раньше тыкву называли кабак) – вырезали кожуру. Рисовали золой, угольком лицо, заворачивали в тряпки – вот и готова лялька.

Слайд 13.

  Можно было изготовить ляльку, то есть, младенца из очищенного початка кукурузы, или из листьев кукурузного початка. Эти листья называли «талаши».

Слайд 14.

Из талаша плели и корзиночки. Для игры и для пользы в таких корзиночках в кладовке, на кухне лежал лук, чеснок….

Слайд 15.

    Мастерили кукол из соломы - сухих стеблей пшеницы.

Слайд 16.

Вырезались для девочек и деревянные игрушки. Посмотрите на экран. Правда, забавные игрушки? Вот бы их в руках подержать, да?

Учитель-логопед: У каждого ребёнка есть своя любимая игрушка. Мы сейчас с вами познакомились с игрушками наших прабабушек. А у вас есть своя любимая игрушка. Расскажите о своей игрушке, чем она вам нравиться, как её зовут.  

Учитель – логопед: - Дети, мы же совсем забыли про волшебную коробочку с ключиком. (Открывает коробочку) А вот и ключик! Только какую дверь мы должны открыть? Как называется страна игрушек, куда мы приходим каждый день? Там мы играем с ними днем, а ночью игрушки ждут, когда наступит, утро и мы снова к ним придем. Да, это детский сад.

Учитель – логопед: - Мы отправляемся обратно в наш детский сад, к нашим любимым игрушкам. На чем же мы отправимся обратно? Давайте полетим на воздушном шаре. Встаньте вкруг. Закройте глаза и представьте себе воздушный шар. Он очень большой и очень красивый. Наверное, он красный, а может быть, желтый. Вы его крепко держите за ниточку. Откройте глаза. Есть у вас шарики? (нет). А может они в той коробочке? Посмотрим. ( Всем раздаются шары).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКА Р"

иаМесто работы : МБДОУ д/с «Радуга» р.п. Лысые ГорыВоспитатель подготовительной группы. МБДОУ, д/с «Радуга» .Конспект для детей подготовительной группы 5-6 летСписок литературы :1.    А...

Логопедическое занятие "Путешествие в страну Рычалию"

Открытое занятие для детей старшей логопедической  группы для детей с ФФНР  "Путешествие в страну Рычалию"...

Конспект занятия "Путешествие в страну игрушек"

В этом занятии дети знакомятся с предметами природного и рукотворного мира....

Логопедическое занятие "Путешествие в страну "Поэзия"

Знакомство детей с творчеством Белгородского детского поэта Юрия Макарова...

План-конспект открытого занятия "Путешествие в страну игрушек"

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками.Программные задачи:Образовательные:- Закреплять знания о видах игрушек, о материалах, из которых они изготовле...

итоговое занятие "Путешествие в страну игрушек"

конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи:"путешествие в страну игрушек", по стихотворениям А. Барто. Цель: вызывать у детей желание слушать стихи А. Барто;- воспитывать доб...

Конспект занятия «Путешествие в страну игрушек»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение«Детский сад № 4»        СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПУТЕШЕСТВИЕ В   СТР...