Логопедическое занятие "Путешествие в страну Рычалию"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бугаева Анна Александровна

Открытое занятие для детей старшей логопедической  группы для детей с ФФНР  "Путешествие в страну Рычалию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие для детей с ффнр21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Закреплять правильную артикуляцию звука Р;
  • Закреплять навык правильного произношения звука Р в словах, предложениях, стихах;
  • Расширить и уточнить словарный запас детей по теме: «Продукты питания», «Морские обитатели»;
  • Развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
  • Обогащать словарный запас;
  • Осваивать элементы релаксации;
  • Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
  • Обучение составлению предложений.

Оборудование: карта страны «Рычалия»; дудочки; картинки со звуком Р и без звука Р; картинки с изображением продуктов питания: фруктов и овощей; дидактическое пособие «Карусель» с карточками изображений животных; коврики для релаксационных упражнений; компьютер; музыкальное сопровождение.

 

      Логопед: Здравствуйте дети! Я рада встрече с вами. Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки. Я уже читаю в них ваши умные мысли.

Логопед: (обращаясь к гостям)

Добрый день, гости желанные,

Дети: Всех приглашаем, душевно встречаем! (кланяются)

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю Вас отправиться со мной в увлекательное путешествие в страну Рычалию. Попасть в нее могут лишь те, кто правильно произносить звук (р.). и кто старается отвечать на вопросы полным ответом.

Старый ворон Кар принес мне карту этой таинственной страны. Давайте внимательно посмотрим на нее.

Беседа о букве и звуке ( р.)

Логопед: Дети, как вы думаете, на что похожа страна Рычалия по форме, какую букву она вам напоминает.

Дети: Я думаю, страна Рычалия похожа на букву р.…

Логопед: Молодцы, Давайте вспомним стихотворение про букву (р.).

Дети (хором)

Букву Р пишу я так:

Представляю – это флаг.

Шест прямой, а полотно –

Справа и кругло оно.

Логопед: Дети, вспомните, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук Р.Посмотрите на схему артикуляционного уклада для этого звука.

Дети: (ответы детей)

Логопед: Как вы думаете, почему море, омывающее страну Рычалию, называется морем Сильного дыхания?

Дети: Потому, что нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал, и произносить звук Р.

Логопед: А вот и полуостров Верхнезубово. Объясните, почему полуостров в стране Рычалии называется Верхнезубово.

Дети: Потому, что язык нужно поднять к верхним зубам.

Логопед: Обратите внимание, что это за озеро в этой замечательной стране.

Дети: Озеро Дрожания.

Логопед: Как вы думаете, почему в этой стране есть озеро дрожания.

Дети: Потому что язык  при произнесении звука р должен дрожать, вибрировать.

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите на карту и скажите. какое время года в стране Рычалии

Дети: Мы думаем весна…

Дети: Проснулась страна Рычалия, все зашумело, зашептало, заговорило…

Логопед: Ребята, расскажите, что происходит в природе весной в этой замечательной стране.

Фонопедическое упражнение «Весной»

Педагог и дети

Солнце светит ярко,

(дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движения вверх рукой)

И сосулькам жарко.

(произносят звук «ка» в нисходящем движении, ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)

Ручейки бегут

(произносят : «Бл – л – л…»быстро двигая языком вправо-влево)

Песенки поют,

(показывают рукой волну и припевают звук «у» в соответствии с движением руки, глиссандируя то вверх, то вниз)

Появились жуки

(продолжительно тянут звук «Ж», положив ладонь на грудь)

Мухи

(произносят звук «М», положив ладонь на темя)

Пчелы

(произносят звук «В», приложив ладони к щекам)

Комары

(произносят звук «З», положив руку на шею впереди))

Даже дедушка медведь

Начал громко реветь.

(припевают пентахорд вверх и вниз на слог «РА»)

Логопед: Молодцы ребята!.А теперь в путь. Но прежде , чем отправиться в путешествие в страну Рычалию сделаем разминку.

Разминка

Артикуляционная гимнастика

- упражнение «шарик»:

- упражнение «барабанщик»;

- упражнение «лошадка – грибок – гармошка».

: Изолированное произношение звука (р.)

Логопед: Произнесите звук (р.) длительно на одном выдохе с переменной силой голоса громко – тихо)

Логопед: Молодцы, ребята. Вы готовы отправиться в путь.

Предлагаю лететь  в эту удивительную страну на вертолете

Упражнение «Вертолет»

Переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолета), крутить большими пальцами, произнося длительный звук (р).

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

И полетели….

Логопед: Ребята мы подлетаем к стране Рычалии. Посмотрите и расскажите, что вы видите внизу

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

РА – РА – РА

Погляди – ка, детвора

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру)

РЯ – РЯ – РЯ

Взошла красная заря

(Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами)

РЕ – РЕ – РЕ

Растет рябина на горе

(кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз)

РИ – РИ –РИ

Клюют рябину снегири.

(пальцами легко «пробежаться» по щекам)

Логопед : Молодцы ребята

А теперь ты Аня расскажи, что ты увидела, подлетая к стане Рычалии?

Игра «Что ты увидел. Пролетая на вертолете?»

Дети берут картинки со звуком (р) и говорят полным ответом, что они видят – парк, корабль, море, розы, забор. Муравейник, ведро. Закрепление умения составлять предложения.

Логопед Молодцы, ребята!

Игра «Какие продукты питания можно съесть в стране Рычалии?»

Логопед: Вот мы и прилетели. Путь был долог и, конечно, мы проголодались. Давайте подкрепимся. Дети, как вы думаете ,какие продукты мы сможем съесть в стране Рычалии?

Логопед: Да, в стране Рычали мы сможем съесть только те продукты, в названии которых есть звук (р.). Выберите и расскажите, что вы съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше определений к нему.

(Дети выбирают из картинок по теме «Продукты питания» только те, в названии которых есть звук (р.), и составляют предложение, проговаривая , что они съели и какой это продукт. Например: «Я съел большую сочную морковь».

Логопед: Ребята, мы не случайно прилетели в страну

Рычалию. Ведь сегодня здесь праздник: сюда прибыло много гостей, в именах которых звука  р) нет. Давайте узнаем, есть ли в наших именах звук (р.). Если есть, то определите, где он находится.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Дети с помощью дудочек мы оповестим жителей страны Рычалии о своем прибытии. В них нужно подудеть столько раз, сколько слогов в имени.

Логопед: А вот и остров Верхнезубово. Располагайтесь поудобнее. Давайте поиграем в игру, и все жители страны услышат, как хорошо мы проговариваем звук (р.). Повторяйте за мной слова и движения.

Пальчиковая гимнастика для автоматизации звука (р.)

Вот со звуком (р.) игра,

(дети вытягивают руки вперед. сжимают и разжимают пальцы)

Нам играть в неё пора:

Виноград, трамвай. Топор,

(загибают пальцы по одному на каждое слово до десяти)

Шар, крапива, помидор,

Подорожник, руки. Кружка,

Крыша, радуга, ракушка.

(разгибают пальцы по одному, начиная со слова радуга0

Рыба, курочка, тетрадка,

Крот, смородина, кроватка,

Грабли, грузовик, кормушка.

(сцепляют пальцы рук в «замок», сгибают и разгибают их, начиная со слова кормушка)

Самовар, забор, ватрушка.

Логопед: Ребята, а вы знаете какая самая любимая забава жителей страны Рычалии – карусель.

Кататься на ней могут лишь они. Но сегодня праздники у карусели собралось много гостей и местных жителей..Они спорят. Кому можно кататься, а кому нет. Ребята, разрешите спор и посадите на карусель только тех животных, в

названии которых есть звук (р.).

(дети берут картинки и прикладывают к карусели только те, в названии которых есть звук (р).

Логопед: Молодцы, ребята. Вы разрешили спор и справились с заданием.

А теперь подумайте и назовите имена детей из вашей группы, которые смогли бы прокатиться на этой карусели. Составьте предложение про тех, кто катается на карусели, и составьте его схему

Дети выполняют задание.

Логопед: Ну вот все в порядке. Теперь можно и отдохнуть.

Релаксация: (звучит колыбельная)

Наши ножки устали

Садятся на облака - ковер и поглаживают ноги

Они прыгали, скакали

Поглаживают руки

Они хлопали, играли.

Ложатся на спину

Глазки закрываются

Закрывают глаза

Реснички опускаются.

Отдыхают под музыку

Глазки засыпают

Дети отдыхают

Глазки голубые у деток моих

Открывают глаза и смотрят вдаль

А небо над ними ещё голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо,

А небо на нас

Глазки открываются,

Дети просыпаются.

Спокойно встают и тянутся за руками вверх

Логопед: Проснулись, улыбнулись .Перед нами море Сильного дыхания.

Вдохнули глубоко и почувствовали свежесть морского воздуха.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в вертолете.

(Упражнение «Вертолет»)

Логопед: а пока мы с вами летим, прошу вас рассказать, где мы сегодня побывали и что видели, узнали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедический кружок " В стране правильной речи"

Дети с отклонением в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства ...

Конспект логопедического занятия "В стране слов"

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной коррекционной (для детей с задержкой психического развития) группе...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна» .

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной логопедической группе«Зелёная страна – удивительная страна»...

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием метода «песочной терапии» в логопедической группе «Сказочная страна»

Цель: Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие с песком....

Логопедический кабинет "В стране мультяшек"

Итак, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, где живут умные и веселые Мультяшки. Путешествуя и играя вместе с ними, можно многому научиться. Теперь мы будем правильно произносит...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА – РИСОВЛЯНДИЯ»

Тема: «Волшебная страна – Рисовляндия»Цель: выявить уровень знаний детей, проверить знания воспитанников, которые получили в течение учебного года.Интеграция образовательных областей...

Конспект индивидуального занятия "Путешествие в страну Рычалию" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В конспекте подобран материал для изолированной автоматизации звука Р, а также в слогах, словах с использованием пособий разных авторов и ИКТ...