Конспект занятия в логопедической группе "Дифференциация звуков «Л-Ль». Лексическая тема «Весна»"
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа)

Перфильева Евгения Юрьевна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической

подготовительной группе.

Тема: Дифференциация звуков «Л-Ль». Лексическая тема «Весна».

Цель: закреплять правильное произношение звуков «Л» и «Ль» в речи, расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- совершенствовать навык звукового анализа;

- способствовать развитию синтаксической стороны речи (составление предложений с предлогами);

- упражнять в навыке чтения слогов и слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, инициативность, контроль за собственной речью.

Оборудование: сюжетные картины; предметные картинки; карточки с буквами, слогами, словами; фишки для звукового анализа; карточки схемы-предлоги; мольберт.

Ход занятия.

1. Эмоциональный настрой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята у всех хорошее настроение?! Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём нашу работу.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать стихотворение С. Маршака, а вы внимательно послушайте его и скажите о каком времени года идёт речь.

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Дети: Это стихотворение о весне.

Воспитатель: Назовите месяцы весны?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Назовите весенние приметы.

Дети перечисляют приметы весны.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: А теперь мы выполним с вами гимнастику для язычка. Сели ровно и начали.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под счёт (от 1 до 7-10): «Иголочка», «Качели», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

Логопед: Язычок размяли, а теперь ушки, чтобы они всё хорошо слышали.

4. Игра «Будь внимательным»

Логопед: Я буду вам говорить звуки, если вы услышите звук Л - хлопните, а если услышите звук Ль - поднимите руку. Приготовились, начали ..

Звуки: М, Л, Н, ЛЬ, Л, К, Л, Ш, ЛЬ, ЛЬ, Л;

Такая же работа проводится среди слогов и слов.

Слоги: НА, ЛО, АМ, ЛЮ, ОК, УЛ, ЛЫ, ПЫ, ЛИ, ЛА, ЛЮ;

Слова: весна, лук, пила, ручей, сосулька, дятел, скворец, проталина, лужа, дождь, лёд.

Логопед: Ребята вы догадались какие звуки мы будем сегодня повторять?

Дети: Звуки Л, Ль.

Логопед: Давайте вспомним характеристику этих звуков.

Дети: Звук Л – согласный, твёрдый, звонкий. Звук Ль – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: В какие домиках «живут» эти звуки?

Дети: Звук Ль - в зелёном, звук Л – в синем.

Логопед: Молодцы!

5. Игра «Найди предметы»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины, вам нужно найти все предметы, в названиях которых есть данные звуки. Для этого вам надо разделится на две подгруппы. Одна выбирает картинки в названиях, которых есть звук Л, другая – где есть звук Ль.

Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание.

Предметные картинки со звуком Л: лодка, лужа. облако, белка, дятел, ствол.

Предметные картинки со звуком Ль: лиса, лёд, улей, телята, шмель, ель.

6. Упражнение «Определи место звука»

Воспитатель: Хорошо, а теперь вы должны назвать свои картинки и сказать, где стоит звук: в начале, в середине или в конце слова.

Дети по очереди называют предметную картинку и позицию звука в слове.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этими заданиями! А теперь берите стулья и проходите за столы.

7. Упражнение «Прочитай слоги и слова»

Логопед: Ребята, давайте вспомним как звук Л обозначается на письме?

Дети: Буквой Л.

На столе разложены буквы, один ребёнок находит букву Л и показывает её всем.

Логопед: Читаем слоги и слова с этой буквой.

Логопед раздаёт детям карточки со слогами и словами. Дети по очереди их читают.

Логопед: Устали? Давай отдохнём!

8. Физминутка.

Вот со звуком Л слова

Лоб, затылок, голова

Кулаки, ладошки, локти

Звука Л нет в слове ногти

Глазки, тело и лопатки

Звука Л нет в слове пятки.

9. Упражнение «Звуковая схема»

Логопед: А сейчас вам нужно составить звуковые схемы вот этих слов: лужа и лиса (вывешиваются картинки). Первое слово мы разбираем вместе, а второе - вы будете выполнять самостоятельно и потом вместе проверим.

Каждый ребенок выкладывает фишки у себя на столе, а кто-то даёт характеристику звуков.

Логопед: Задание трудное было, но вы справились.

10. Игра «Составь предложение»

Воспитатель: И у нас осталось последнее задание, берём свои стулья и проходим ко мне. Сначала давайте вспомним, что обозначают эти схемы? (показ схем-предлогов).

Дети: Предлоги.

Воспитатель: А что такое предлоги?

Дети: Это маленькие слова, которые связывают слова в предложении по смыслу.

Воспитатель: Давайте составим простые предложения, используя предлоги и вот эти предметы (вывешиваются картинки).

Дети составляют сначала простые предложения, а потом распространённые.

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо сегодня поработали.

11. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: О каком времени года мы говорили сегодня?

- Какие звуки повторяли?  

- Какое из заданий было самым трудным? Самым легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Весна» для детей 5 – 7 лет.

Цель игр и упражнений по развитию речи весной – это совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках весны, расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и в...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...