Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Канайкина Зинаида Николаевна

Обучение детей составлять связные рассказы о птицах посредством мнемосхемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyat_zim_ptitsy.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию на тему:

«Зимующие птицы» в старшей группе

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах посредством мнемосхемы.

Задачи:

 Образовательные:

- учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

- закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;

- учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

- закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память и внимание;

- развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать рассказы других детей;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: картинки с изображением воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, корм для птиц.

Ход занятия

  1. Игра «Каких вы знаете птиц».

 Вставайте в круг, а поможет нам в этой игре Волшебный клубок. У кого в руках Клубок, тот называет любую птицу и передает Клубок следующему игроку, а нитку продолжает держать.   Дети называют птиц.                                                                                                                           Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете птиц. А теперь садитесь на свои места, устраивайтесь по удобней, глазки смотрят на меня. Напоминаю, что отвечать необходимо полным ответом и отвечает только тот, кого я спрошу. Я убедилась, что вы знаете много птиц. А скажите, что общего есть у всех птиц? Чем они похожи?                                              

- Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Теперь мы знаем строение птиц и общие признаки наших пернатых друзей. Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны, а есть такие, кто остается зимовать. Кто такие зимующие птицы?  (Те птицы, что остаются зимовать). - Правильно, мы сегодня будем с вами разговаривать о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, снегирь, сорока, синица, дятел). - У каждой птицы есть свои особенности.

2.Игра «Кто, какой?».

Воробей (какой?)  Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой?) – (короткоклювый). Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой?) ). Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой?) – (короткохвостый). Как подает голос воробей? Что делает воробей? Где живет воробей? Вот какой замечательный воробей.

 - Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой?) Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой?) Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой?) Как подает голос снегирь? Что делает снегирь?  Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Вот какой красивый снегирь.

- Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит, синица (какая?) –(желтогрудая). Если у синицы голова черная, значит, синица (какая?) – (черноголовая). Как подает голос синица? – (тинь-тинь). Что делает синица? – (тинькает). Где живет синица? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Какая замечательная синичка.

- Посмотрите внимательно на сороку. Сорока (какая?) – (ловкая, суетливая). Если у сороки белые бока, значит, (какая?) сорока? – (белобокая). Если у сороки длинный хвост, значит, (какая?) сорока? –(длиннохвостая). Как подает голос сорока? – (тр-тр). Что делает сорока? – (трещит). Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).

- Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – (дятел). Дятел (какой?) – (трудолюбивый, шумный). Если у дятла длинный клюв, значит, (какой?) дятел? – (длинноклювый). Если у дятла красная голова, значит, (какой?) дятел? – (красноголовый). Если у дятла белая грудь, значит, (какой?) дятел – (белогрудый). Как подает голос дятел? – (кик-кик). Что делает дятел – (стучит). Где живет дятел? – (в лесу).

- Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности. Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось игры?

3. Игра «Один – много».

Воспитатель:1 воробей - много воробьев, стая (какая?) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая?) .1 синица - много синиц, стая (какая?) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая?) -  сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая?) - стая дятлов.

 - Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка «Столовая для птиц».

 Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами. А теперь садитесь на свои места. Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

3. Игра «Один – много».

Воспитатель:1 воробей - много воробьев, стая (какая?) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая?) .1 синица - много синиц, стая (какая?) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая?) -  сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая?) - стая дятлов.

 - Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

4. Составление рассказа о  птице.

Воспитатель: Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях. 

 Итог занятия

-О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? 

-Как можно помогать птицам зимой?

-Мы сегодня рассказали о воробье, снегире, синице, сороке, дятле. Но зимующих птиц гораздо больше, и мы будем о них говорить на следующих занятиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"...

конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...

Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель:  расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...