"Дифференциация К - Г"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: формирование умений различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-Гь-К-Кь] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_-_g.docx119.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференциация К – Г»

Цель: формирование умений различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-Гь-К-Кь] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

- образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К]; расширять словарный запас.

- развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [Г-К], развивать умение различать слова со звуками «К-Кь, Г-Гь» в слогах, словах, предложениях; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; закреплять умение составлять и анализировать звуковую схему к словам; развивать звукобуквенный анализ и синтез слов; развивать умение составлять из слов предложения;

развивать координацию речи с движениями.

- воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать воспитателя и других детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

– символы звуков (кружки зелёного и синего цвета);

- картинки детей: Кати, Гоши, Киры, Гены;

– предметные картинки: Гусь, Колобок, Ключ, Кузнечик, Кит, Кинотеатр, Горох, Гвоздь, Гитара, Гиря, Кот;

– мяч для игрового задания

Раздаточный материал:

– предметные картинки;

– пеналы с цветными фишками;

- работа с буквой, карандаш
                                                             Ход занятия:
1. К нам в гости пришли Катя и Гоша. Они решили поиграть с картинками, надо разделить их между собой. Поможем ребятам поделить картинки между собой, определить, кому какая достанется.

Воспитатель закрепляет характеристику этих звуков: «К» — согласный, твёрдый, глухой, обозначается кружком синего цвета; «Г» — согласный, твёрдый, звонкий, обозначается кружком синего цвета;

Дети выбирают картинку и определяют заданный звук.

Воспитатель использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета).

1а. В гости к Кате и Гоше пришли друзья Кира и Гена. Они тоже хотят поиграть с картинками. Поможем ребятам поделить картинки между собой, определить, кому какая достанется.  

Воспитатель закрепляет характеристику этих звуков: «Кь» — согласный, мягкий, глухой, обозначается кружком зелёного цвета; «Гь» — согласный, мягкий, звонкий, обозначается кружком зелёного цвета.

2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши», если в словах услышишь твердый звук «К — Г» и «Топни ногой», если мягкий звук «Кь — Гь».

Воспитатель называет слова, а дети выполняют указания: кошка, киска, гитара, гармошка, гиря, кит, мак, сапоги, гусь, кино, коробка, бегемот, губы и т. д.

3. Вставьте нужный звук по смыслу со звуками «К — Кь» и «Г — Гь»:

«Закончи слово».

Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игруш-ка, кни-га, но-га, руч-ка, игол-ка, погремуш-ка, доро-га, гармош-ка, бел-ка, матреш-ка, верев-ка, лампоч-ка, книж-ка.

4. Игра «Повтори за мной» (Развивать фонематическое восприятие).

Воспитатель произносит цепочку слогов выделяя голосом, дети повторяют.

ГА-КА-ГА      КО-ГО-КО   КУ-ГУ-КУ    ГИ-КИ-ГИ      

5. Игра «Скажите наоборот» слоги. Игра проводиться с мячом в форме физминутке:

https://moluch.ru/th/blmcbn/5094/5094.001.png

Воспитатель называет слоги со звуком «К» и «Кь», а дети ловят и называют слоги наоборот со звуком «Г» и «Гь».

5. Найдите лишнее слово в ряду по наличию звуков «К и Кь» и «Г и Гь»: Карандаш, диван, кровать, конфета; Губы, глобус, гусь, гиря; Стол, кино, кит, киска; Бегемот, гиря, сапоги, глаза.

6. Разделите слова на слоги. Хлопнуть 1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза? (по количеству слогов)

Воспитатель называет слова: ка-ран-да-ши, гу-си, бе-ге-мот, кот. Дети самостоятельно определяют количество слогов в словах, прохлопав в ладоши.

Физминутка, зрительная

7. Составьте звуковую схему к словам и проанализируй их:

https://moluch.ru/th/blmcbn/5094/5094.002.png

8. Игра «Скажи ласково»

Воспитатель называет предмет, а дети – ласково

Курица – курочка

Утка-уточка

Газета – газеточка

Голова - головушка

9. Игра «Один — много» — образование слов во множественном числе.

10. Закончите предложения нужным по смыслу словом:

Гвозди забивают …(молотком). У козы есть маленький...(козлёнок). Все ребята любят смотреть детское…(кино). К нам домой пришли…(гости). Когда идёт дождик мы надеваем резиновые…(сапоги).

11. Из слов соберите предложение:

– Катя, каша, манная, кушать;

– заяц, сидеть, куст, под;

– грядка, на, выросли, огурцы.

Пальчиковая гимнастика

12. Работа в тетрадях (задания на дифференциацию).

13. Итог занятия

- Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?

- Какие это звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...