«Дифференциация звуков ч-щ в старшей группе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи на тему «Дифференциация звуков ч-щ в старшей группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ce49eeb9ef1179ceb240ac953e7a3b3c.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Дифференциация звуков ч-щ в старшей группе»

М.В. Каримова, 17 группа

(город Набережные Челны, МБДОУ №41, старшая  группа

Программное содержание:

- познакомить со скороговоркой;

-  формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ;

- упражнять детей в отчетливом произношении звуков Ч-Щ;

- развивать слуховое внимание и память;

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

 Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением поезда и змеи, предметные картинки.

Словарная работа: скороговорка, щенок, овечка, шерстка, колечки.

Структура ООД и методические приемы:

1. Вводная часть: аутотренинг; рассказывание стихотворения наизусть;

2. Основная часть: артикуляционная гимнастика, дифференциация изолированных звуков ч-щ, их дифференциация в слогах, словах и во фразовой речи; показ предметных картин, словесные упражнения, хоровые игры, заучивание наизусть, включение детей в активную деятельность;

3. Завершение занятия: закрепление полученных знаний через вопросы.

Ход ООД:

  1. -  Ребята, давайте вместе вспомним и повторим  наше стихотворение:

 Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. 

 Мы будем разговаривать     

 И будем выговаривать     

Все правильно и внятно, 

Чтоб было всем понятно.

2. - Ребята,  давайте сначала подготовим наш язычок к работе, чтобы правильно и четко произнести все звуки, и выполним артикуляционную гимнастику. Возьмите в руки зеркала и держите перед собой. Давайте вместе, давайте как я.  (Дети выполняют упражнения «Горка», «Маляр», «Чашечка», «Качели», «Улыбочка», «Чистим зубы».

 - Ребята, сегoдня мы будем учиться различать два звука и не путать их. А какие, вы сами сейчас догадаетесь.  Представьте, идёт поезд. Кoлёсa  стучaт коротко, быстро: ч-ч-ч-ч-  Пoвторите.  Вот  приехaли  мы в  лес. Солнышко пригрело,  и  проснулись  от  зимней  спячки  его  обитатели. Кто это  ползёт и прoтяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно, змея. Изобразим змею, согните руку в локте,  а кисть нaпрaвьте вперёд.  Все пальцы прижаты  друг к другу, двигaем кистью в стoрoны и шипим: щ-щ-щ- (показ картинок поезда и змеи)

- Догадались, какие звуки?

- Правильно.  Возьмите зеркальце и произнесите сначала звук Ч, затем Щ.  Посмотрите, как во время  произношения  этих звуков расположены губы и где находится язык.

-  При произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;   при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит». 

- Я сейчас буду показывать картинки змеи и поезда, чередуя их, а вы будете петь их звуковую песенку в зависимости от картинки. Песенку поезда будем «петь» громче, а змеи-тише. Внимание!

-  Хорошо. Дети, я предлагаю вам поиграть в «Эхо». Сначала произношу я, потом вы хором: ач-ащ -ач-ащ, оч-ощ- оч-ощ, уч-ущ-уч-ущ, ыч-ыщ- ыч-ыщ, ча-ща-ча-ща, че-ще-че-ще, чу-щу-чу-щу, чи-щи-чи-щи.

-  Молодцы. Давайте разделимся на команду девочек и команду мальчиков. Мальчики называют слова, начинающиеся на [Ч], девочки- на [ Щ]. (по 6-8слов).

-  Обе команды справились с заданием. Игра «Найди нужную картинку». Ребята, разложите перед собой картинки, найдите нужную со звуком Ч/Щ. Например, это часы, звук ч- часы, я кладу в кармашек к поезду. (Картинки: щенок, мяч, меч, щетка, свечка, качели, пещера,  грач.)

-  Устали? Предлагаю немножко отдохнуть. (физминутка «Паровозик» )

Вставайте в паровозик.                       Дети встают друг за другом

«Чух-чух-чух» -                                     Двигаются вперед,

Мчится поезд во весь дух                     Двигаются быстрее

Паровоз пыхтит, -                                 «Пыхтят»

«Тороплюсь» - кричит

Как кричит паровоз?                             Останавливаются и повторяют хором.

«У-У-У…».

- Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Встаньте, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.  Если вы услышите звук – Щ –руки на плечи, а  – Ч - на пояс.  Приготовились! (ч, ч, щ, ч, щ ,щ, чу, ощ, ищ, ач щи, ча, , ща, че, ящик, ключик, калач, плащ, мяч, вещи, клещи, кирпичи, щука, печь)

- Вы все большие молодцы.  Спасибо, тихонечко занимаем свои места. А сейчас я расскажу вам про щенка. В предложении, которое я вам произнесу, есть слова со звуками Ч и Щ. Вы должны назвать эти слова. Слушаем внимательно.

У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках. (Дети повторяют  скороговорку хором и по одному, называют слова щенка, овечки, колечках)

- Рифмовка про щенка – это скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Давайте повторим скороговорку все вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.

После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.

3. Подведение итогов  занятия.

-  Ребята,  какие  звуки мы учились различать?

- Скажите, как произносятся [Ч], [Щ]?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?

При подведении итогов, отмечаю активность детей и советую, кому над каким звуком надо еще поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Презентация к занятию по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц" для старшей группы (по В.В. Гербовой)

Конспект занятия приведен в издании Гербова В.В, Развитие речи в детском саду: старшая группа. - М., Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с. на с. 44. В презентации содержатся комментарии для облегчения труда ...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)...

Занятие по развитию речи «Дифференциации звуков «Б», «П»» в старшей группе. «В гостях у клоунов»

Цель. Дифференциация звуков «Б», «П».Задачи.Коррекционно-образовательные:формировать умение дифференцировать звуки «Б», «П» в словах; продолжать уч...