Семинар-практикум для педагогов " Культура речи педагога"
методическая разработка по развитию речи

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_kultura_rechi_pedagoga.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»

Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагога или грамотная речь педагога, как фактор развития грамотной речи детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Лешукова И.А.

Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагога или грамотная речь педагога, как фактор развития грамотной речи детей дошкольного возраста».

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры.

Ход семинара.

I.  Эмоциональный настрой.

Проходите, не стесняйтесь.

 Давно я Вас поджидаю, без вас речей не начинаю.

Посидим рядком, да поговорим ладком (т.е согласно, дружно).

Тему сегодняшнего семинара – практикума  нам подскажет стихотворение.

II.Теоретическая часть.

 1.Введение в тему.

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга. (Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность, какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

       2.Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для    речевого развития дошкольников.

           Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога, об искусстве говорить с детьми.

 Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.  Так  как дошкольный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада   является формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Педагогические исследования доказывают, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются речи взрослых.

Какие недостатки встречаются в нашей речи? (педагоги перечисляют)

  • нечёткая артикуляция звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся;
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию          высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • засоренность речи словами – паразитами
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д. использование просторечий и диалектизмов, 
  • неуместность.

  • Иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

  3. Понятие «культура речи». Требования к качеству речи педагога ДОУ.

         Что такое культура речи?

          Однозначного понимания термина не существует. Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

          Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

       Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи .

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

 - ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи педагога ДОУ.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, голос, дикция.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

     Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Вывод:  уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность - коммуникативные качества речи и компоненты красивой речи.

4.Средства общения.

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

          Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов.

           К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений  людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Невербальное общение–это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  • регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  • выражать эмоции отражать истолкование ситуации.
  •  К основным невербальным средствам общения относятся:

Жесты– это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания.

Мимика– это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Пантомимика– это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

III.Практикум «Правильно ли мы говорим»

Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить ваши знания об основных нормах речи.

1.Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

начался, звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, нет волка.

Ответ: началсЯ, звонИт, баловАть, досУг, докумЕнт, Искра, комбайнЁр,  облегчИть, предложИть,  нет вОлка.

2.Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

квартал, щавель, красивее, столяр, свекла, каталог, месяцами, алфавит, километр, к воротам.

Ответ: квартАл (вовсехзначениях, щавЕль, красИвее, столЯр, свёкла,  каталОг, месяцАми, алфавИт, киломЕтр, к ворОтам.

 3.Расставьте правильно ударение и произнесите слова:

творог, ворота, избалованный, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, договор, инструмент, обеспечение.

Ответ: твОрог и творОг, вороОта, избалОванный, возьму дОску, давнИшний,  завИдно, задОлго, договОр инструмЕнт, обеспЕчение.

4.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

  • Я встала, сняв ребенка с (колени).
  • В корзине много (помидоры)
  • Карантинпогриппупродолжалсявтечение22 (сутки).
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Ответ:

  • Я встала, сняв ребенка с (колени) с коленей.
  • В корзине много (помидоры)помидоров.
  • Карантин по гриппу продолжался в течение22(сутки) двадцати двух суток.
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) грАбель и грАблей.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

  • Ехать –махать -лечь-
  • Бежать - сесть-

Ответ:Ехать - поезжа(те) махать-маши(те)-лечь-ляг(те)

  • бежать-беги(те) сесть-сядь(те)                

6. Как правильно сказать:

  • пара(чулки, сапоги, ботинки, носки, валенки)
  • килограмм(яблоки, груши, сливы, апельсины, вафли).
  • Ответ:
  • пара чулок, пара сапог, пара ботинок, пара носков, пара валенок
  • Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель.

7.Произнесите правильно:

конечно, яичница, булочная, сердечник, скворечник, несколько(грузин, узбек, болгар), порядочный, сердечный.

Я (надеваю, одеваю) куртку, шапку, брюки.  Воспитатель (надевает, одевает) ребенка.

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру.

Я (надела, одела) пальто на Диму.

Ответ:Конечно[шн], яичница[шн], булочная,сердечник,скворечник[шн],

Несколько грузин, узбеков, болгар), порядочный, сердечный, но друг сердечный [шн]

Я надеваю куртку, надеваю шапку, брюки. Воспитатель одевает ребёнка.

Мальчик одел свою младшую сестру.

 Я надела пальто на Диму.

«Надеваем»-на что-то ,на кого-то.

«Одеваем»-кого или что-то во что-то

8.Почему класть, а не ложить?  Положить а не покласть? Почему нельзя говорить  глагол ложить?

Употребление глагола «ложить» вместо литературного «класть» является грубым нарушением литературной нормы.

Литературной формой к слову положить является слово класть, а не «ложить». В современном литературном языке есть лишь одно бесприставочное образование от глагола «ложить»: это глагол ложиться (например, ложиться спать). Во всех остальных случаях глаголы с корнем «лож» употребляются только с приставками . В настоящее время глагола «ложить» не существует.

Правильное употребление этой пары обычно предлагают запомнить таким образом: «ложить» применяется только с приставкой или с суффиксом –ся — заложить, выложить, приложить, ложиться и т.д., а глагол «класть» — без приставки (кладу, клАла, кладёт и т.д.)                                                       

9.Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме:

  • Окна занавешены (тюль)
  • Лицо  скрыто (вуаль)
  • Крышу кроют (толь)
  • Вымою голову (шампунь)
  • Голова покрыта(шаль)

Ответ:

  • Окна занавешены (тюль) м.р.тюлем
  • Лицо скрыто (вуаль) ж.р.вуалью
  • Крышу кроют (толь) м.р.толем
  • Вымою голову (шампунь)м.р.шампунем
  • Голова покрыта (шаль)ж.р. шалью

10.Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа:

бинт, блин, торт, бант, гусь.

Родительный

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле, с, вокруг 

кого? чего?

нет

Ответ: бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся.

Невербальные средства общения

Однажды знаменитый поэт сказал: Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны. (Ф. Шиллер)

Правила: показать мимикой и жестами.

  •  Вы проспали на работу.
  • Укладываете детей спать, а дети не слушаются.
  • В детском саду сработала пожарная тревога.
  • Конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит.
  • Вы узнали, что вам существенно повысили зарплату.
  • Вы узнали, что стоимость балла 30 рублей.
  • К нам едет  Роспотребнадзор.

IV. Заключительная часть.

      Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи! Если Вы слышите, что кто-то из коллег или родителей произносит слово неправильно, вежливо поправьте его. Пожалуйста, говорите правильно. Почаще открывайте словари, заглядывайте в Википедию. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью

Приложение

Необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

  • Вежливость        общения,        грамотная,        спокойная        и        уравновешенная        речь педагога.
  • Педагогический такт и умеренный тон голоса.
  • Не называйте ребёнка по фамилии.
  • Внимательно выслушивайте ребёнка до конца, с интересом.
  • Формулируйте задания и вопросы детям грамотно и четко, понятными несложными предложениями.
  • Беседуйте с детьми открыто при соблюдении режимных процессов и в совместной деятельности.
  • При рассказе выделяйте главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
  • Постоянно повышайте уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

  • Вежливость        общения,        грамотная,        спокойная        и        уравновешенная        речь педагога.
  • Педагогический такт и умеренный тон голоса.
  • Не называйте ребёнка по фамилии.
  • Внимательно выслушивайте ребёнка до конца, с интересом.
  • Формулируйте задания и вопросы детям грамотно и четко, понятными несложными предложениями.
  • Беседуйте с детьми открыто при соблюдении режимных процессов и в совместной деятельности.
  • При рассказе выделяйте главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
  • Постоянно повышайте уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

  • Вежливость        общения,        грамотная,        спокойная        и        уравновешенная        речь педагога.
  • Педагогический такт и умеренный тон голоса.
  • Не называйте ребёнка по фамилии.
  • Внимательно выслушивайте ребёнка до конца, с интересом.
  • Формулируйте задания и вопросы детям грамотно и четко, понятными несложными предложениями.
  • Беседуйте с детьми открыто при соблюдении режимных процессов и в совместной деятельности.
  • При рассказе выделяйте главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
  • Постоянно повышайте уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно»

Семинар – практикум для воспитателей«Звуковая культура речи – это очень важно»...

Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»

Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец  для подражания»...

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Семинар-практикум для педагогов «Культура речи педагогов»

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных усло...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"

Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую  физиче...

Семинар-практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"

Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми....