«Шахматный мир, как средство формирования речи у дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Соколова Наталья Владимировна

«Шахматный мир, как средство формирования речи у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Шахматный мир, как средство формирования речи у дошкольников»

СЛАЙД 1

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих речь малыша.

Развитие речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

Большое значение в развитии речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней.

Инновационость моей педагогической находки заключается в её массовости (в
реализации участвуют все педагоги, воспитанники и родители детей, начиная с средней группы, доступности для всех детей дошкольного
возраста и их родителей, внедрении в повседневную жизнь ДОО.

СЛАЙД 2

ПОЛОЖЕНИЯ ФГОС ДО,

 лежащие в основе педагогической находки

III. Требования к условиям реализации ООП ДО

п. 3.2.5.

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • создание условий для принятия детьми решений;
  • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной
  • позитивные, доброжелательные отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей детей, развитие умения детей работать в группе сверстников.

п. 3.3.2.

  • РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

п. 3.3.4.

  • РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

СЛАЙД 3

Проведённые в детском саду блиц-опросы семей воспитанников показали, что родители охотно примут участие во всех проектах, касающихся мира шахмат. Причём независимо от возраста их детей. Так как уверены, что шахматный спорт способствует развитию ребёнка. Большинство детей дошкольного возраста склонны к неусидчивости, резкой смене доминантной деятельности, отвлечению от предмета, краткосрочности внимания и памяти, что естественно для этого возраста. Но, не смотря на всё вышеперечисленное, для подготовки ребёнка к школьному
обучению необходимо развитие всех психических функций и волевых
процессов, а также научить ценнейшему умению, которое необходимо
формировать у детей как можно раньше – умению действовать в уме, разрабатывать «внутренний план действий». Именно шахматы могут дать тот
положительный результат, которого хотят как педагоги, так и родители
воспитанников на этапе завершения дошкольного образования.
В такой ситуации детский сад должен стать местом, где ребенок
сможет познакомиться и начать проявлять интерес к данному виду спорта.

СЛАЙД 4, 5

И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе. Игра в шахматы, в большей степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить собственное поведение.

Однажды мой воспитанник Стас принес в группу шашки и предложил поиграть. Игра привлекла внимание детей. Многие захотели научиться играть, а почему бы и нет. Это было в старшей группе. В течение года все ребята научились играть в шашки. Это была увлекательная деятельность детей и взрослых, которая принесла большую пользу и доставила огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. А в подготовительной группе решили с детьми научиться играть в шахматы.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В процессе обучения могут присутствовать элементы таких занятий, как рисование, лепка, физкультура и конечно развитие речи.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, обсуждают, сравнивают, классифицируют, рассуждают и делают выводы.

Каждое занятие сопровождаются познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки). 

Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие - развитие воли, памяти, внимания, воображения.

Нашей целью стало не столько обучить всех детей хорошо играть в шахматы, сколько привить интерес к ним.

СЛАЙД 6

Цель:

Создание условий для развития ребёнка дошкольного возраста посредством использования шахматного поля в образовательном процессе ДОО.

СЛАЙД 7

Задачи:

  • Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу, опыт практиков.
  • Способствовать развитию интереса детей к игре в шахматы
  • Разработать базовый набор заданий по развитию речи для игры на шахматном поле
  • Содействовать включению шахматного поля в различные формы организации детской деятельности
  • Подготовить рекомендации для родителей, раскрывающие теоретические и практические аспекты применения игры в шахматы в совместной деятельности дома

СЛАЙД 9

Анализ методической, психолого – педагогической литературы, опыт практиков показал, преимущества напольных игр перед другими видами игр.

Во – первых напольная игра предполагает перемещение ребенка в пространстве игрового поля с разной степенью активности и скорости;

во – вторых, задания с использованием шахматного материала, позволяют задействовать развивающий потенциал других игр.

        Дальнейшее изучение работы практиков показало, что можно делать напольные игры и своими руками, это и подкрепило мой интерес.

СЛАЙД 10

Использование элементов шахматной игры в НОД по развитию речи, и в частности, на этапе автоматизации звуков, повышает учебную мотивацию. Кроме того, играя с шахматными фигурами, легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, упражнения на развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

СЛАЙД 11

Чтобы игра случилась, необходимо обеспечить шесть важных условий. Вы их видите на экране.

- игровая задача

- напольное игровое поле

- дидактический материал, инвентарь

- игровые действия

- правила

- подведение итогов.

СЛАЙД 12

Во время самоизоляции родителям были предоставлены рекомендации по организации семейного досуга дома с использованием шахматного поля.

СЛАЙД 13

Ожидаемые результаты:
1. создается развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя: разметку шахматного поля на территории ДОУ; организацию шахматных уголков в группах; приобретение или изготовление различных шахматных атрибутов.

2. методическая разработка по внедрению шахмат в образовательный и
коррекционный процесс;
3. в процессе работы в данном направлении у детей формируются
представления о шахматах как виде спорта, они понимают смысл игры, проявляется устойчивый интерес. Адекватно понимают содержание шахматно-шашечных игр, могут объяснить правила и некоторые принципы игры.

4. дети умеют играть в шахматы на уровне, соответствующем их возрастным особенностям;
5.  у дошкольников сформированы компоненты познавательных действий: мотивационный, волевой, когнитивный, предметно практический.

СЛАЙД 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

План по самообразованию "Театр как средство формирования речи у дошкольников"

quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....

Центр речевого развития как средство формирования речи дошкольников

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Презентация на тему "Сказкотерапия как средство формирование речи у дошкольников"

В данной презентации изложена краткая ознакомительная информация на тему "Сказкотерапия как средсво формирование речи у дошкольников" ориентированная на младший возраст дошкольного образоват...

Театральный кружок «В гостях у сказки» как средство формирования речи у дошкольников.

Слайд 1: Тема: Театральный кружок «В гостях у сказки»как средство формирования речи у дошкольников.Я,  Соседина Кристина Николаевна, работаю воспитателем в  МБДОУ д/с о-в №31 п. ...