"Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
Доклад к педсовету
«Речевое развитие детей
младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Делявская М.Н.
Август 2022 г.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами.
Необходимым условием для обогащения словаря является предметно-развивающая среда, которая должна достраивать содержание занятий.
Правильно организованная предметно - развивающая среда расширяет знания детей об окружающем мире, способствует развитию познавательных психических процессов и обогащает его словарный запас.
В нашей группе оборудованы центры, в которых размещены необходимые материалы для обогащения словаря.
Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, куклами, машинами, игрушечными животными, муляжи овощей и фруктов, уголком ряженья.
В центре речевого развития имеются альбомы по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт».
В центре познания находятся иллюстрации с изображением птиц, диких и домашних животных, растений. В группе есть сенсорный уголок с разнообразными дидактическими играми и природным материалом.
В речевом развитии детей раннего возраста главным является стимулирование активной речи. А это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов, это:
Наглядные методы: такие как- наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; наблюдения за детьми старшей группы, экскурсии на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Все методы и приемы используются в комплексе и во взаимодействии друг с другом.
Главная особенность организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми, специально организованная детская деятельность должна стать интересной для детей, подразумевать стимулирование активности каждого ребенка, формировать определенные знания, умения и навыки, желание действовать, общаться, играть.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Так как ведущим видом деятельности до 3 лет является предметно-игровая деятельность. То из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, как со старшими, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия неэффективны, не понятны ребенку.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической игровой деятельности. На занятии применяем много наглядности, эмоциональных приемов, в основном игровых, сюрпризных моментов. Например, часто приходит в гости кукла Катя, машина привозит коробку с сюрпризами, или животные приходят с какими – то просьбами о помощи и т.д. Для развития речевой активности у детей широко используем картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картины. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за нами, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Часто в своей работе использую прием Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся типа «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… специально не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При необходимости можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ним.
Также очень эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: «Петушок – петушок…», «Ладушки – ладушки…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на торжок», «Чики – чики – чикалочки». Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми (прикосновения, поглаживания). Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе чтения наизусть может испытывать затруднение в употреблении какого-то слова, необходимо помочь, подсказать).
Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. А проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.
Дети к трем годам легко способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для них звучат слова «Представьте, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у детей способность анализировать свои действия, поступки. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.
Применение пальчиковых игр очень важно для речевого развития ребенка, они способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Так же игра является основой для накопления детьми положительного опыта. Ежедневно использую игры, на сплочение группы, хороводные, такие как «Каравай», «Пузырь», «Кто у нас хороший», «Солнышко и дождик».
Применяю в своей работе различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, общаться с окружающими. (Полетаем как птички, попрыгаем как зайчики и т.д.)
Например, с помощью таких игр «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке» быстро переключается внимание детей с одной деятельности на другую, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.
В работе использую индивидуальные приемы, которые помогают затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры-шнуровки, соединением деталей крупного конструктора, игры с резиновыми игрушками-пищалками;
- рисование фломастером, красками;
- прослушивание спокойной музыки;
- игры инсценировки (для этого использую игрушки забавы, приглашаем в гости зайчика, лисичку, собачку и др.)
- чтение детям произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект, так как стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Например, потешки помогают устанавливать контакт с ребенком.
Во всех играх главным является взрослый. Все игровые действия и движения должны быть построены на подражании взрослому и друг другу. Взрослый должен увлечь детей. Для принятия игры всеми детьми, воспитателю нужно уметь ее донести. Для этого нужно понимать воспитательное значение игры и ее особенности, подготовиться к ее проведению (составить четкий план, мысленно проиграть и обязательно знать текст игры). Воспитатель должен во время игры держаться свободно, быть артистичным, эмоциональным. В каждой игре есть организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно делать в данной игре, а что нельзя.
Следует знать, что нельзя начинать игру с детьми раннего возраста с объяснения правил. Доносить эти правила нужно ненавязчиво по ходу самой игры, чтобы действия детей становились более произвольными и осознанными.
Для формирования и активизации словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,) настольные печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
Например: игра «Волшебный мешочек». Хотя, этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
Или, вот к примеру игра, в которую мы очень любим играть с детьми: «Я спрячу, а ты поищи» Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексические и грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Таким образом, умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."
Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-122503-1352551503.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-145565-1354019359.jpg)
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-203493-1380227369.jpg)
Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693911-1445519404.jpg)
Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней
laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-277420-1641568989.jpg)
Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...