"Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Доклад воспитателя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechevoe_razvitie.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

                       МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

 

                                        Доклад к педсовету

                                   «Речевое развитие детей

                            младшего дошкольного возраста»

                                 

                                                                                       

                                                                                         Воспитатель:

          Делявская М.Н.

                                                     

                                                   

                                                  Август 2022 г.

             Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами.

Необходимым условием для обогащения словаря является предметно-развивающая среда, которая должна достраивать содержание занятий.

Правильно организованная предметно - развивающая среда расширяет знания детей об окружающем мире, способствует развитию познавательных психических процессов и обогащает его словарный запас.

В нашей группе оборудованы центры, в которых размещены необходимые материалы для обогащения словаря.

Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, куклами, машинами, игрушечными животными, муляжи овощей и фруктов, уголком ряженья.

В центре речевого развития имеются альбомы по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт».

В центре познания находятся иллюстрации с изображением птиц, диких и домашних животных, растений.                                                                                                                                            В группе есть сенсорный уголок с разнообразными дидактическими играми и природным материалом.

        В речевом развитии детей раннего возраста главным является стимулирование активной речи. А это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов, это:

Наглядные методы: такие как- наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; наблюдения за детьми старшей группы, экскурсии на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Все методы и приемы используются в комплексе и во взаимодействии друг с другом.    

   Главная особенность организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми, специально организованная детская деятельность должна стать интересной для детей, подразумевать стимулирование активности каждого ребенка, формировать определенные знания, умения и навыки, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Так как ведущим видом деятельности до 3 лет является предметно-игровая деятельность. То из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, как со старшими, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия неэффективны, не понятны ребенку.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической игровой деятельности.                                                                                                                                     На занятии применяем много наглядности, эмоциональных приемов, в основном игровых, сюрпризных моментов. Например, часто приходит в гости кукла Катя, машина привозит коробку с сюрпризами, или животные приходят с какими – то просьбами о помощи и т.д.                                                                                   Для развития речевой активности у детей широко используем картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картины. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за нами, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

      Часто в своей работе использую прием Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся типа «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… специально не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При необходимости можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ним.

    Также очень эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. 

    Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.       Например: «Петушок – петушок…», «Ладушки – ладушки…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на торжок», «Чики – чики – чикалочки». Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми (прикосновения, поглаживания).                                                Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе чтения наизусть может испытывать затруднение в употреблении какого-то слова, необходимо помочь, подсказать).

    Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. А проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

     Дети к трем годам легко способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для них звучат слова «Представьте, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату».                                    Такая игровая форма развивает у детей способность анализировать свои действия, поступки. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

     Применение пальчиковых игр очень важно для речевого развития ребенка, они способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

       Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

 Так же игра является основой для накопления детьми положительного опыта. Ежедневно использую игры, на сплочение группы, хороводные, такие как «Каравай», «Пузырь», «Кто у нас хороший», «Солнышко и дождик».

Применяю в своей работе различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, общаться с окружающими. (Полетаем как птички, попрыгаем как зайчики и т.д.)

Например, с помощью таких игр «Зайка серенький сидит», «По ровненькой дорожке» быстро переключается внимание детей с одной деятельности на другую, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.

     В работе использую индивидуальные приемы, которые помогают затормаживать отрицательные эмоции малышей:

- игры-шнуровки, соединением деталей крупного конструктора, игры с резиновыми игрушками-пищалками;

- рисование фломастером, красками;

- прослушивание спокойной музыки;

- игры инсценировки (для этого использую игрушки забавы, приглашаем в гости зайчика, лисичку, собачку и др.)

- чтение детям произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект, так как стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Например, потешки  помогают устанавливать контакт с ребенком.

Во всех играх главным является взрослый. Все игровые действия и движения должны быть построены на подражании взрослому и друг другу. Взрослый должен увлечь детей. Для принятия игры всеми детьми, воспитателю нужно уметь ее донести. Для этого нужно понимать воспитательное значение игры и ее особенности, подготовиться к ее проведению (составить четкий план, мысленно проиграть и обязательно знать текст игры). Воспитатель должен во время игры держаться свободно, быть артистичным, эмоциональным. В каждой игре есть организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно делать в данной игре, а что нельзя.

Следует знать, что нельзя начинать игру с детьми раннего возраста с объяснения правил. Доносить эти правила нужно ненавязчиво по ходу самой игры, чтобы действия детей становились более произвольными и осознанными.

Для формирования и активизации словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,) настольные печатные игры и словесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. 

Например: игра «Волшебный мешочек».  Хотя, этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
        Или, вот к примеру игра, в которую мы очень любим играть с детьми: «Я спрячу, а ты поищи» Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексические и грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

     Таким образом, умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...

Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...