Развитие речевой активности детей раннего возраста
материал по развитию речи (младшая группа)

Москалец Ольга Владимировна

Ранний возраст является ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - речь. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни - не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Развитие речевой активности детей раннего возраста».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

  1. Развивать активный и пассивный словарь детей.
  2. Формировать мелкую моторику рук детей.
  3. Развивать двигательную активность детей.

Прогнозируемый результат: у детей формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Дети начинают употреблять все части речи, существенно изменяется понимание речи окружающих. Малыши овладевают разнообразными представлениями и понятиями об окружающем их мире. Происходит сенсорное развитие. Развивается общая и мелкая моторика. Дети учатся правильно ходить, бегать, прыгать, действовать с различными предметами, владеть руками, выполнять движения в соответствии с ритмом музыкального сопровождения. Малыши знакомятся с разнообразными изобразительными материалами, с первыми приемами рисования, лепки, аппликации, конструирования.

Актуальность:

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности детей раннего возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности детей раннего возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1. «Дождик».

Цель: создание у детей радостного настроения; ознакомление с красками; развитие слухового внимания.

2. «Матрешки».

Цель: развитие умения рассматривать игрушку, слухового внимания.

3. «Вымоем куклу в ванне».

Цель: расширение и уточнение словаря по теме (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая).

4. «Играем в кубики».

Цель: развитие умения рассматривать сюжетную картинку, формирование словаря по теме; развитие умения строить из кубиков дорожку, прикладывая кубики один к другому узкой или широкой стороной.

Ноябрь

1. «Игрушки».

Цель: развитие словаря по теме, закрепление в активной речи обобщающее понятие игрушки; развитие зрительного внимания.

2. «Собака со щенками».

Цель: развитие умения рассматривать сюжетную картину, развитие диалогической речи, словаря по теме.

3. «Дикие звери живут в лесу».

Цель: формирование умения соотносить предмет с его словесным обозначением; формирование словаря по теме.

4. «Кошка с котятами».

Цель: формирование словаря по теме; закрепление умения рассматривать сюжетную картину.

Декабрь

1. «Красный цвет».

Цель: уточнение знания красного цвета, упражнение в нахождении красных предметов среди остальных.

2. «Желтый цвет».

Цель: развитие умения находить и правильно называть желтый цвет; развитие пространственных отношений.

3. «Части тела, эмоции».

Цель: формирование умения соотносить предмет с его словесным обозначением; развитие словаря по теме.

4. Дидактическая игра «У куклы день рождение».

Цель: развитие умения выполнять словесную инструкцию; развитие зрительного внимания.

Январь

1. «Зеленый цвет».

Цель: развитие умения находить и правильно называть зеленый цвет; развитие слухоречевого внимания.

2. «Разноцветные карандаши».

Цвет: закрепление умения различать цвета и правильно называть их.

3. «Оденем куклу на прогулку».

Цель: формирование словаря по теме; развитие зрительного внимания.

4. «Вот поезд наш едет, колеса стучат».

Цель: формирование представления много и один; развитие умения находить один и много предметов в окружающей обстановке и на картинке.

Февраль

1. «Машины едут по городу».

Цель: расширение и уточнение словаря о теме (машина, автобус, грузовик, колеса, руль, светофор); развитие первых знаний о Правилах дорожного движения.

2. «Плывет, плывет кораблик».

Цель: формирование представления о величине, умения сравнивать два предмета по величине.

3. «Айболит и Мойдодыр».

Цель: расширение и уточнение словаря по теме, формирование элементарных навыков гигиены.

4. «Птицы в городе».

Цель: ознакомление с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц; развитие слухового внимания.

Март

1. «Мамин день».

Цель: развитие общей и мелкой моторики; развитие логического мышления.

2. «Семья».

Цель: развитие умения пересказывать небольшие эпизоды знакомой сказки, развитие интонационной выразительности.

3. «Синий цвет».

Цель: развитие умения отличать и различать синий цвет.

4. «Мебель».

Цель: уточнение знаний о некоторых предметах мебели и их назначении.

Апрель

1. «В гостях у медведя Миши».

Цель: формирование представления «много», «один», «ни одного»; развитие умения находить один и много предметов на картинке, в окружающей обстановке.

2. «Ориентировка в пространстве (на, под, в)».

Цель: формирование грамматического строя речи, умения понимать и правильно употреблять простые предлоги.

3. Дидактическая игра «Уложим куклу спать».

Цель: уточнение понятий «день», «ночь», развитие умения правильно употреблять их.

4. «Игрушечная история».

Цель: развитие умения различат предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения.

Май

1. «В гостях у сказок».

Цель: развитие умения ориентироваться во времени; ознакомление с понятиями «сейчас», «сначала», «потом», «после».

2. «Петушок – золотой гребешок».

Цель: ознакомление с понятиями «далеко», «близко», «дальше», «ближе», «рядом»; развитие ориентироваться в пространстве.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Наглядная информация «Общая характеристика развития ребенка от 1года до 3 лет».
  2. Папка – передвижка «Как организовать игровой уголок дома».

Изучение литературы по теме:

  1. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада».
  2. Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг».
  3. Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста

Сообщение для педагогов,  работающих с детьми ясельной группы....

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.

Развитие речи детей раннего возраста в соответствии с ФГОС...

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности...

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст

Педагогическая копилкаПлан:1.    Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2.    Условия и задачи развития речи3.    Значение произведений устно...