"Лексико-грамматические упражнения по развитию речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Маркелова Виктория Михайловна

Лексико-грамматические упражнения – задания, направленные на формирование у детей лексического и грамматического строя речи. Они проводятся в игровой форме.

В каждом задании приведен  оптимальный объем дидактического материала. Родителям можно подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

7. «Назови признаки»

Цель: обогащение речи ребенка именами прилагательными.

Предлагаем подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое - материал. Например, Дом красный кирпичный.

Блузка… Шарф... Чашка... Стол.. Полка... Нож... Машина... Кувшин... Шуба... Мяч... Дорога... Ведро зеленое пластмассовое. Блюдце... Кольцо... Колготки желтые шерстяные. Носки... Тапки...

8. «По-другому»

Цель: обучение образованию притяжательных имен прилагательных.

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу: хвост лисы - лисий хвост.

Нос лисы - ... глаза лисы - ... усы лисы - ... лапа лисы - ... ухо лисы - ... лай собаки - собачий лай след собаки - ... шкура собаки - ... лапа собаки - ...

9. «Скажи»

Цель: обучение образованию формы повелительного наклонения глаголов.

Сидеть - сиди

ходить - ходи

бегать - бегай

спать - спи

петь - пой

пить - пей

бить - бей

лить - лей

рисовать - рисуй

читать - читай

10. «Машина едет»

Цель: обучение образованию глаголов с разными приставками.

Предложите ему построить гараж из кубиков и поставить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, договаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудняется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража...

Машина на мост ...

Машина по мосту...

Машина с моста...

Машина к дому...

Машина вокруг дома...

Машина через дорогу...

        Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматические ошибки в повседневном общении.

Желаем Вам успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30»

 «Лексико-грамматические упражнения для старших дошкольников»

Рекомендации для родителей

Дидактические игры "Рифмовочки"

Составила:

воспитатель Маркелова В.М.

Арзамас, 2024 г.

Лексико-грамматические упражнения – задания, направленные на формирование у детей лексического и грамматического строя речи. Они проводятся в игровой форме.

В каждом задании приведен  оптимальный объем дидактического материала. Родителям можно подбирать дополнительный материал самостоятельно по аналогии.

1. Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: обучение образованию уменьшительных имен существительных.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, а ребенок ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательное слово, возвращая мяч обратно. Например, Валя – Валечка, мяч - мячик.

Люда, Витя, Таня, Вова, Петя, Вера, Костя, Соня, Дима, Катя, Аня, Ира, Маша, Даня, шея, нос, дом, шкаф, рамка, нож, стакан, юбка, мяч, карман, шапка.

2. «Один и много»

Цель: обучение образованию формы множественного числа имен существительных.

Вы называете один предмет, а ребенок называет много предметов. Например,  стакан – стаканы, слива – сливы. 

Огурец, кофта, ведро, помидор, шуба, окно, стол, шапка, лицо, шкаф, чашка, яйцо, мяч, ложка, полотенце.

3. «Есть – нет»

Цель: обучение использованию имен существительных в родительном падеже.

Вы говорите, что у вас есть, а ребенок говорит, чего у него нет. Например, У меня есть помидор. - А у меня нет помидора. 

У меня есть стакан. - ...

У меня есть кубик. - ...

У меня есть мяч. - ...

У меня есть обруч. - ...

У меня есть кукла. - …

У меня есть кофта. - ...

У меня есть подушка. - ...

У меня есть коляска. - ...

У меня есть лента. - ...

У меня есть ведро. – …

У меня есть кольцо. - ...

У меня есть колесо. - …

4. «Назови чем?»

Цель: обучение образованию формы творительного падежа у имен существительных.

Предлагаем ребенку ответить на вопросы. Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены? (кисть)

Чем столяр строгает доски? (рубанок)

5. Игра с мячом «Два и пять»

Цель: обучение образованию словосочетаний из существительных с числительными два и пять по образцу.

        Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам. Например, две вилки - пять вилок.

Две чашки... Две ложки... Две шапки... Две крышки... Два стола. - Пять столов. Два носка... Два дивана... Два шкафа... Два чайника... Два яблока. - Пять яблок. Два ведра... Два окна... Два дерева...

6. «Маленькие слова»

Цель: обучение употреблению в речи предлогов.

        Акцентируйте внимание на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Книги лежат ... полке.

Дерево растет ... забора.

Щенок залез ... кровать.

Розы цветут ... высоким забором.

Листья облетают ... деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Лексико-грамматические упражнения по развитию речи.

Картотека упражнений по всем лексическим темам....

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....

Картотека дидактических и лексико - грамматических игр влияющих на развитие речи детей (для родителей).

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматическийстрой усваивается ребенко...

Картотека дидактических и лексико-грамматических игр влияющих на развитие речи детей

Дидактические и лексико-грамматические игры влияющие на развитие речи детей...