Развитие графомоторных навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Жижакина Наталья Витальевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Надежда» г. Ноябрьск

Учитель-логопед:

 Жижакина Наталья Витальевна

 «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста».

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чтобы ребёнок был готов к школе, уверенно чувствовал себя на уроках, необходимо сформировать у него навыки и умения, необходимые для овладения письмом, так как трудности при обучении грамоте являются наиболее частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема обучения левшей. По данным ряда психологов (Аракелов Г. Г., Макарьев И

О. А., Федосова Н. и др.), левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов (Безруких М. М., Иншакова О. Б., Маркова Т. А. и др.), процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей [1]. Отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе) [2].

Письменная речь – явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма. Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [3]

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается комплекс трудностей. Таких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Как эти трудности сказываются при изучении букв?

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.

2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.

Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие:

3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.

4. Нарисуй квадрат.

- поставь точку посередине сверху над квадратом;

- поставь точку посередине снизу под квадратом;

- поставь точку справа посередине;

- поставь точку слева посередине.

Если все выполнено правильно, усложняем задание:

- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;

- соедини точки справа и слева прямой линией.

Если задание выполнено без ошибок, то просим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники. Затем предлагаем их посчитать:

- Сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами)

- Сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.

Вот еще аналогичное задание:

5. Нарисуй прямоугольник и поставь точки:

- в правом верхнем углу,

- в левом верхнем углу,

- в середине верхней стороны,

- в середине нижней стороны,

- соедини эти точки прямыми линиями.

Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом. При условии правильного выполнения упражнения продолжаем задания:

- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;

- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.

Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, решается сразу нескольких задач:

а) ребенок учится целенаправленно работать,

б) тренирует зрительное восприятие,

в) тренирует руку (штриховка),        

г) считает,

д) вспоминает геометрические фигуры,

е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

Еще раз стоит обратить внимание, что при обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.

Библиографический список:

  1. Иншакова О. Б. Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет. ВЛАДОС, 2003
  2. Оксана Макерова Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения) [электронный ресурс] http://www.solnet.ee/parents/log_59.html дата обращения: 20.11.2016
  3. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 282 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия на тему :Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

Развитие технических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...