Система занятий по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методика развития речи в детском саду рекомендует в качестве основного метода развития речи использовать образец речи, рассказа воспитателя. Но, я считаю, что этот метод не способствует активному развитию связной речи детей, так как воспринимая рассказ воспитателя, дети запоминают и воспроизводят его, но стоит слегка изменить тему или условия речи, и дети теряются, забывая образец. Интерес у дошкольников такая работа так же не вызывает – деятельность достаточно статичная, приходится выслушивать несколько однотипных рассказов. Детей нужно побуждать к речевой активности, вовлекая их в интересную деятельность. Стимулировать речевую деятельность детей нужно так же в процессе совместной коммуникации, свободного общения, подбирать современные эффективные технологии речевого развития. Изучив методическую литературу и проанализировав свой опыт работы, я выделила следующие технологии:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zanyatiy_po_razvitiyu_svznoy_rechi.docx | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития речи в детском саду рекомендует в качестве основного метода развития речи использовать образец речи, рассказа воспитателя. Но, я считаю, что этот метод не способствует активному развитию связной речи детей, так как воспринимая рассказ воспитателя, дети запоминают и воспроизводят его, но стоит слегка изменить тему или условия речи, и дети теряются, забывая образец. Интерес у дошкольников такая работа так же не вызывает – деятельность достаточно статичная, приходится выслушивать несколько однотипных рассказов. Детей нужно побуждать к речевой активности, вовлекая их в интересную деятельность. Стимулировать речевую деятельность детей нужно так же в процессе совместной коммуникации, свободного общения, подбирать современные эффективные технологии речевого развития. Изучив методическую литературу и проанализировав свой опыт работы, я выделила следующие технологии:
- Театрализованная деятельность
- Мнемотехника
- Моделирование
- ТРИЗ
- Логоритмика
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Перспективное планирование «Театрализованная деятельность»
Месяц | № | Тема | Содержание | ||
1. | Беседа «Что такое театр» | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | |||
2. | Игра-путешествие «Путешествие в сказочную страну Театралия» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое. | |||
3. | Игра – импровизация. Мини – сценка «встреча со старичком Лесовичком» | Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи | |||
4. | Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр) | Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия; развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. | |||
Октябрь | 1. | Показ настольного театра «Репка» | Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи; | ||
2. | Игра «Загадай, мы отгадаем» | Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение | |||
3. | Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям». | Закрепить знания детей о сказках. | |||
4. | Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра. | Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать. | |||
1. | Творческая игра «Одну простую сказку хотим вам рассказать» | Побуждать детей к импровизации. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
| |||
2. | Игры на развитие выразительной мимики «Веселые стихи читаем и рифму добавляем» | Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. Упражнять детей в подборе рифм к словам. | |||
3. | Загадки о сказках и сказочных героях | Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость. | |||
4. | Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух» с показом на магнитном поле | устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. | |||
Декабрь | 1. | Учимся четко говорить. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» | Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх; | ||
2. | Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…», И.Жукова «Киска» | Развивать пантомимические способности, совершенствовать выразительность движений. | |||
3. | Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга» | Развивать фантазию, образное мышление, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок | |||
4. | Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр) | Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. | |||
Январь | 1. | Культура и техника речи. Работа над скороговорками. | Тренировать четкое произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки | ||
2. | Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга». | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок | |||
3. | Чтение сказки «Под грибом» В. Сутеева | Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. | |||
4. | Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» | Продолжить развивать интерес к театральному искусству, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев, мимикой, жестами, интонацией, телодвижениями. | |||
Февраль | 1. | Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа) | Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены | ||
2. | Театрализованная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем». | Учить действовать согласованно; уметь ориентироваться в пространстве; развивать фантазию | |||
3. | Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба». | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». | |||
4. | Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка») | Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде. | |||
Март | 1. | Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек. Игра на имитацию движений | Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами | ||
2. | Театрализованная игра. Игра «Одно и то же по-разному» | Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение | |||
3. | Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация | Развивать чувство ритма | |||
4. | «День театра». Развлечение «В мире сказок» | Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок | |||
1. | «Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра. | Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра. | |||
2. | «Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре. | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решение проблемных ситуаций. | |||
Апрель | 3. | Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией | Совершенствовать умение пользоваться различными интонациями | ||
4. | Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо) | Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | |||
1. | «По следам любимых сказок» | Закрепить и систематизировать знания о литературных произведениях. Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать. | |||
2. | «Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”. | Знакомство с театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. | |||
3. | «Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Маланьи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков» | Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей. | |||
Май | 4. | Итоговое развлечение. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон». | Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение. |
Перспективное планирование «Развитие связной речи»
Месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
СЕНТЯБРЬ | ТЕМА | Рассказывание на тему из личного опыта «До свидания, лето» | Составление рассказа по набору игрушек «Ярмарка игрушек» | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | Рассказывание по картине «Дети идут в школу» | |
ЗАДАЧИ | Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек. Закрепить правила описания предметов. Учить подбирать определения к разным словам. | Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок; учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета. | ||
ОКТЯБРЬ | ТЕМА | Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные» | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Составление рассказа –описания из личного опыта живых объектов (домашние животные или животные зоопарка) | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. | |
ЗАДАЧИ | Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа. | Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. | Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных. | Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта. | ||
НОЯБРЬ | ТЕМА | Рассказывание на тему из личного опыта – «Моя любимая игрушка» | Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» | Монолог (повествование + описание) «По дороге в детский сад» | Пересказ рассказа Е Пермяка «Первая рыбка» | |
ЗАДАЧИ | Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. | Упражнять детей в составлении комбинированных высказываний (контаминации) | Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. | ||
ДЕКАБРЬ | ТЕМА | Придумывание сказки на тему «Что увидела снежинка» | Рассказывание по картине «Вот так покатался!» | Сравнение и описание предметов. | Пересказ сказки «У страха глаза велики» | |
ЗАДАЧИ | Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану. | Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. (Ушакова 228) | Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы. | Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. | ||
ЯНВАРЬ | ТЕМА | Рассказывание на заданную тему «Что мне запомнилось на каникулах» | Рассказывание по картине «Дети Севера» | Описание Игрушек и предметов. | Пересказ сказки «Дети Деда Мороза» Коллективное составление рассказа. | |
ЗАДАЧИ | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему | Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления; воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым и последующие. | Упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на вопросы; упражнять в составлении коротких описаний.
| Учить детей пересказывать сказку близко к тексту; участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок.
| ||
ФЕВРАЛЬ | ТЕМА | Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке» | Рассказывание по картине «Друзья». | Придумывание сказки на тему «Как ёжик выручил зайца» | Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» | |
ЗАДАЧИ | Развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. | Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец). | Учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки; оценивать рассказы друг друга. | Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). | ||
МАРТ | ТЕМА | Придумывание сказки на тему «День рождения зайца» | Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта.
| Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял» | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | |
ЗАДАЧИ | Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета. | Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображённому на картине. | Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем. | Учить детей выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. | ||
АПРЕЛЬ | ТЕМА | Пересказ «Колобок» | Рассматривание пейзажной картины И Левитана «Весна. Большая вода». | Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. | Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг» | |
ЗАДАЧИ | Упражнять детей умении выстраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; учить рассказывать сказки от лица разных героев, придумывать своё окончание сказки. | Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом. | Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам. | Довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать от третьего лица. | ||
МАЙ | ТЕМА | Рассказывание по сюжетным картинкам. | Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками» | Рассказывание на самостоятельно выбранную тему. | Пересказ «Сказки про львёнка» | |
ЗАДАЧИ | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённому и последующие. | Учить детей составлять коллективный рассказ – описание. | Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему. | Учить пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно, совершенствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью, возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
Система занятий по формированию связной речи у детей билингвистов
В представленных материалах даны образцы занятий по развитию речи у двуязыяных детей в условиях детского сада....
система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР
обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории....
Система работы по развитию связной речи по методике Лалаевой Р.И.
Методическая литература под редакцией Лалаевой Р.И. и ее соратников отражают систему работы по развитию связной речи младших школьников с нарушением интеллекта, с ЗПР, систему работы...
Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе
Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе...
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация для педагогов коррекционных учреждений....