Система занятий по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дрожжина Наталья Анатольевна

Методика развития речи в детском саду рекомендует в качестве основного метода развития речи использовать образец речи, рассказа воспитателя. Но, я считаю, что этот метод не способствует активному развитию связной речи детей, так как воспринимая рассказ воспитателя, дети запоминают и воспроизводят его, но стоит слегка изменить тему или условия речи, и дети теряются, забывая образец. Интерес у дошкольников такая работа так же не вызывает – деятельность достаточно статичная, приходится выслушивать несколько однотипных рассказов. Детей нужно побуждать к речевой активности, вовлекая их в интересную деятельность. Стимулировать речевую деятельность детей нужно так же в процессе совместной коммуникации, свободного общения, подбирать современные эффективные технологии речевого развития. Изучив методическую литературу и проанализировав свой опыт работы, я выделила следующие технологии:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zanyatiy_po_razvitiyu_svznoy_rechi.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методика развития речи в детском саду рекомендует в качестве основного метода развития речи использовать образец речи, рассказа воспитателя. Но, я считаю, что этот метод не способствует активному развитию связной речи детей, так как воспринимая рассказ воспитателя, дети запоминают и воспроизводят его, но стоит слегка изменить тему или условия речи, и дети теряются, забывая образец. Интерес у дошкольников такая работа так же не вызывает – деятельность достаточно статичная, приходится выслушивать несколько однотипных рассказов. Детей нужно побуждать к речевой активности, вовлекая их в интересную деятельность. Стимулировать речевую деятельность детей нужно так же в процессе совместной коммуникации, свободного общения, подбирать современные эффективные технологии речевого развития. Изучив методическую литературу и проанализировав свой опыт работы, я выделила следующие технологии:

  • Театрализованная деятельность
  • Мнемотехника
  • Моделирование
  • ТРИЗ
  • Логоритмика
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Перспективное планирование «Театрализованная деятельность»

Месяц

№  

Тема

Содержание

1.

Беседа «Что такое театр»

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

2.

Игра-путешествие «Путешествие в сказочную страну Театралия»

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

3.

Игра – импровизация. Мини – сценка «встреча со старичком Лесовичком»

Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи

4.

Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр)

Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия;

развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.

Октябрь

1.

Показ настольного театра «Репка»

Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи;

2.

Игра «Загадай, мы отгадаем»

Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение

3.

Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям».

Закрепить знания детей о сказках.

4.

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра.

Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.

1.

Творческая игра «Одну простую сказку хотим вам рассказать»

Побуждать детей к импровизации. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

 

2.

Игры на развитие выразительной мимики «Веселые стихи читаем и рифму добавляем»

Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. Упражнять детей в подборе рифм к словам.

3.

Загадки о сказках и сказочных героях

Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.

4.

Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух»

с показом на магнитном поле

устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.

Декабрь

1.

Учимся четко говорить.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх;

2.

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…», И.Жукова «Киска»

Развивать пантомимические способности, совершенствовать выразительность движений.

3.

Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»

Развивать фантазию, образное мышление,  умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок  

4.

Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр)

Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Январь

1.

Культура и техника речи. Работа над скороговорками.

Тренировать четкое  произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки

2.

Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга».

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок  

3.

Чтение сказки «Под грибом» В. Сутеева

Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

4.

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

Продолжить развивать интерес к театральному  искусству, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев, мимикой, жестами, интонацией, телодвижениями.

Февраль

1.

Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа)

Познакомить детей с  устройством театра, зрительного зала и сцены

2.

Театрализованная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем».

Учить действовать  согласованно; уметь ориентироваться в  пространстве; развивать фантазию

3.

Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

4.

Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка»)

Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде.

Март

1.

Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек.

Игра на имитацию движений

Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами

2.

Театрализованная игра. Игра «Одно и то же по-разному»

Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение

3.

Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация

Развивать чувство ритма

4.

«День театра». Развлечение «В мире сказок»

Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок

1.

«Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра.

Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.

2.

«Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре.

Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решение проблемных ситуаций.

Апрель

3.

Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией

Совершенствовать умение  пользоваться различными интонациями

4.

Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо)

Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.

1.

«По следам любимых сказок»

Закрепить и систематизировать знания о литературных произведениях. Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.

2.

«Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”.

 Знакомство с   театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.

3.

«Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Маланьи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»

Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.

Май

4.

Итоговое развлечение.  Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон».

Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение.

Перспективное планирование «Развитие связной речи»

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

Рассказывание на тему из личного опыта

«До свидания, лето»        

Составление рассказа по набору игрушек

«Ярмарка игрушек»

Пересказ сказки

«Лиса и козёл»

Рассказывание по картине

«Дети идут в школу»

ЗАДАЧИ

Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек.

Закрепить правила описания предметов. Учить подбирать определения к разным словам.

Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок; учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета.

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат»

Составление рассказа –описания из личного опыта

живых объектов (домашние животные или животные зоопарка)

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского

«Четыре желания»

и рассказывание на темы из личного опыта.

ЗАДАЧИ

Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа.

Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных.

 Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

НОЯБРЬ

ТЕМА

Рассказывание на тему из личного опыта –

«Моя любимая игрушка»

Рассказывание по картине

«Лиса с лисятами»

Монолог

(повествование + описание) «По дороге в детский сад»

Пересказ рассказа

 Е Пермяка

«Первая рыбка»

ЗАДАЧИ

Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Упражнять детей в составлении комбинированных высказываний

(контаминации)

Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

Придумывание сказки на тему

«Что увидела снежинка»

Рассказывание по картине

«Вот так покатался!»

Сравнение и описание

предметов.

Пересказ сказки

«У страха глаза велики»

ЗАДАЧИ

Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану.

Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

(Ушакова 228)

Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

ЯНВАРЬ

ТЕМА

Рассказывание

на заданную тему «Что мне запомнилось на каникулах»

Рассказывание по картине

«Дети Севера»

Описание

Игрушек и предметов.

Пересказ сказки

«Дети Деда Мороза»

Коллективное составление рассказа.

ЗАДАЧИ

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему

Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления; воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым и последующие.

Упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на вопросы; упражнять в составлении коротких описаний.

 

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту; участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок.

 

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

Рассказывание на тему из личного опыта

«Как мы играем зимой на участке»

Рассказывание по картине

«Друзья».

Придумывание сказки на тему

«Как ёжик выручил зайца»

Пересказ   сказки Л.Н. Толстого

«Белка прыгала с ветки на ветку…»

ЗАДАЧИ

Развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное; включать в повествование описания природы, окружающей действительности.

Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец).

Учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки; оценивать рассказы друг друга.

Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает).

МАРТ

ТЕМА

Придумывание сказки на тему

 «День рождения зайца»

Рассказывание по картине

«Подарки маме к 8 Марта».

Рассказывание на тему из личного опыта.

 

Придумывание рассказа на тему

«Как Миша варежку потерял»

Пересказ сказки

«Как аукнется, так и откликнется»

ЗАДАЧИ

Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета.

Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображённому на картине.

Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем.

Учить детей выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.

АПРЕЛЬ

ТЕМА

Пересказ

«Колобок»

Рассматривание пейзажной картины И Левитана

«Весна. Большая вода».

Описание

предметных картинок.

Уточнение обобщающих понятий.

Пересказ рассказа М.М. Пришвина

«Золотой луг»

ЗАДАЧИ

Упражнять детей умении выстраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; учить рассказывать сказки от лица разных героев, придумывать своё окончание сказки.

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.  

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам.

Довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать от третьего лица.

МАЙ

ТЕМА

Рассказывание

по сюжетным картинкам.

Рассказывание по картине

«Если бы мы были художниками»

Рассказывание

 на самостоятельно выбранную тему.

Пересказ

«Сказки про львёнка»

ЗАДАЧИ

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённому и последующие.

Учить детей составлять коллективный рассказ – описание.

Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему.

Учить пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно, совершенствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью, возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Система занятий по формированию связной речи у детей билингвистов

В представленных материалах даны образцы занятий по развитию речи у двуязыяных детей в условиях детского сада....

система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР

обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории....

Система работы по развитию связной речи по методике Лалаевой Р.И.

Методическая  литература  под редакцией Лалаевой Р.И. и ее соратников  отражают систему работы по развитию связной речи младших школьников с нарушением интеллекта, с ЗПР, систему работы...

Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе

Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе...