составление синквейнов по сказке "Колобок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рожкова Елена Васильевна

конспект по развитию речи в подготовительной группе с использованием иехнологии "Синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_kolobok.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе

Тема:

«Составление синквейнов по сказке «Колобок»

Подготовила и провела

воспитатель Рожкова Е.В.

2019

Цель: познакомить детей с технологией «синквейн», учить самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм; развивать мышление, речь; воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: схема составления синквейна; картинки для составления синквейна; ноутбук; синквейны-загадки (презентация); ворота из мягких модулей; следы; конверты с заданиями; схема синквейна.

Ход деятельности

        - Сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по сказке. Вы все хорошо знаете эту сказку. Отгадайте её название:

Голова да без ума
В поле катится сама,
Вкусная и сдобная,
Для зверей съедобная...(Колобок)

        - В нашем путешествии будет много разных приключений. Хотите пойти со мной? Тогда давайте подумаем, на чём мы можем отправиться в сказочную страну? (Ответы детей).

        - Мы оказались перед сказочными воротами (составлены из модулей). Давайте пройдём через эти ворота (все проходят). Посмотрите, тут какие-то следы.  Сейчас мы пойдём по ним и узнаем, куда они нас приведут. (Идут по следам, находят конверт с картинкой Колобок и схему синквейна).

        - Кто нарисован на картинке? (Колобок). А что ещё лежит в конверте? (Какая-то схема).  Попробуем с ней разобраться. Картинку с колобком мы разместим на верхней строчке схемы. (Картинки вывешиваются на доске).

        - На вторую строчку мы должны поместить картинки-признаки. Эти картинки расскажут нам какой Колобок. Из чего сделан Колобок? (Из муки). Значит, он какой? (Мучной. Вывешивается картинка).  Вспомните сказку. Какой у Колобка характер? (Весёлый. Вывешивается картинка). Молодцы.

        - Посмотрите на следующую строчку схемы. Сколько здесь должно быть слов? (Три). Мы должны назвать действия. Подумайте, что делает Колобок? (катится, поёт песенку, встречается с разными зверями).  Правильно.

        - На следующей строчке мы должны составить предложение о Колобке. (Колобок убежал от дедушки и от бабушки).

        - На последней строчке мы должны сделать обобщение, вывод. Какой колобок, почему его съела Лиса? (Он был очень доверчивый).

        - Ребята, посмотрите, что у нас получилось.

Колобок.

Мучной, весёлый.

Катится, встречается, поёт.

Убежал от бабушки и дедушки.

Доверчивый.

        - Мы с вами составили синквейн. Синквейн – это нескладное стихотворение, в котором всего пять строчек. Оно составляется по определённым правилам. Давай        те повторим эти правила. (Дети повторяют правила составления синквейна). Что мы с вами составили? (Синквейн).

        - Давайте посмотрим, что ещё лежит в конверте. (Достают лист с заданием: пройдите путь: встаньте к снеговику левым боком, сделайте три шага вперёд, поверните направо, сделайте пять шагов вперёд, поверните направо, сделайте три шага вперёд, поверните налево, сделайте четыре шага вперёд, поверните направо, сделайте два шага вперёд. Найдите конверт с загадкой. Отгадайте загадку).

Из-под снега слышен храп –

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло.

(Воспитатель показывает картинку Медведь). Давайте попробуем составить синквейн про медведя, но сначала поиграем.

Медведь по лесу бродит

Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (
Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (
Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
(«Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (
Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (
Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (
Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (
Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает
.           (И.Лопухина)

- Первая строчка – Медведь. О чём мы рассказываем на второй строчке? (О признаках). Правильно. Сколько слов во второй строчке? (Два). Какой медведь? (Большой, косолапый).  О чём рассказывает третья строчка? (О признаках). Сколько слов в третьей строчке? (Три). Что может делать медведь? (Спит, гуляет, собирает малину). На четвёртой строчке что мы делаем? (Составляем предложение). Кто хочет составить предложение о медведе? (Медведь в лесу встретил Колобка).  На пятой строчке сколько слов? (Одно). Правильно. Это слово – вывод. Какое это может быть слово? (Страшно).

- Молодцы. Мы с вами составили синквейн про медведя. Пойдём дальше по следам.

Физминутка   «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны )
Полный сказок и чудес!  (
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками ) 
Ты о чем шумишь листвою  (
Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  
(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (
Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

(Подходят к ноутбуку).

        - Посмотрите, на экране написан синквейн-загадка. Попробуйте её отгадать.

………..

Маленький, серый.

Прыгает, петляет, прячется.

Всего в лесу боится.

Трусишка.

(На слайде изображение зайца.)

И ещё одна загадка.

        ………..

        Зубастый, злой.

        Воет, рыщит, охотится.

        Может поймать зайчика.

        Хищник.

(На слайде изображение волка.)

        - Молодцы. Отгадали синквейны – загадки. С каким ещё зверем встретился Колобок? (С Лисой). Давайте попробуем составить синквейн о лисе.

Лиса.

Рыжая, хитрая.

Охотится, заметает следы.

Обижает зверей в лесу.

Плутовка.

        - Молодцы. Ребята, что мы с вами сегодня учились составлять во время путешествия? (Синквейн).  Что такое синквейн? Какие вы запомнили правила составления синквейна? Молодцы.

        - Наше путешествие подошло к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать, а сейчас можете поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Составление синквейна. Новый год.

Конспект занятия. Тема. Составление синквейна. Новый год....

Конспект логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные."

Конспкт логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные"...

Мастер-класс "Составление "синквейнов" (Конкурс" Воспитатель года")

Мастер-класс по составлениею  "синквейнов"(белых "стихов) с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Это необычное, очень увлекательное , творческое занятие для детей и взрослых....

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....

Конспект ноод в старшей группе по теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете» с использованием составления синквейна

Конспект ноодв старшей группепо теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете»с использованием составления синквейна...

Мастер-класс по составлению синквейна с педагогами

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...