Мастер-класс по составлению синквейна с педагогами
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Живаева Елена Евгеньевна

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду.         Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

·         Синквейн помогает пополнить словарный запас.

·         Синквейн учит краткому пересказу.

·         Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

·         Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

·         Составить синквейн получается у всех.

·         Синквейн помогает развить речь и мышление.

·         Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

·         Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_my.docx33.25 КБ
Файл prezentatsiya_marafon.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по составлению синквейна с педагогами

Цель мастер-класса: ознакомление и освоение способов составления синквейнов с педагогами. Ожидаемый результат:

 Составления участниками мастер-класса синквейна

Повышения уровня профессиональной компетенции педагогов

Создания мотивации для применения синквейна в работе с детьми.

Оборудование:

- проектор, интерактивная доска, ноутбук, компьютерная презентация на тему: «Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»;

- картинки овощи и фрукты, схема-елочка для составления синквейна, ручка.

План мастер-класса:

1.Вступительное слово.

2.Теоретическая часть.

3.Практическая часть.

4.Подведение итогов.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги, сегодня мы предлагаем Вам мастер-класс по составлению синквейна.

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

  • обратный синквейн,
  • синквейн-бабочка,
  • зеркальный синквейн.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

  • Новизна говоря о формах методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационный, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, т.к. роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Показ презентации.

Слайд 1

  • Слово  «Синквейн» происходит от французского слово «пять», что означает «стихотворение из  пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Слайд 2

Актуальность:

Слайд 3

  • Виды Синквейна

Традиционный:

  • Обратный
  • Зеркальный
  • Синквейн бабочка
  • Корона Синквейнов
  • Гирлянда синквейнов

Дидактический:

  • Синквейн–загадка
  • Синквейн по творческому рисунку
  • Синквейн по сюжетным картинкам
  • Синквейн по рассказу
  • Музыкальный синквейн

Слайд 4:

  • Цели Задачи:
  • Развитие речи детей посредствам составления Синквейна.
  • Обогащение, расширение  и самосовершенствование словаря
  • Пополнение знаний детей по лексическим темам
  • Формирование умения кратко излагать своё отношения к чему-либо.

Слайд 5:

Правила написания Синквейна

  • Синквейн  состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
  • 1 слово
  • 2 слова
  • 3 слова
  • 4 слова
  • 1 слово

Слайд 6:

  • 1 строка заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Ассоциация (характеризующее суть предмета или объекта

Слайд7: О чем можно написать синквейн?

  • О музыке
  • О природе
  • О танцах
  • О маме и папе
  • Об изученном на занятии
  • О настроение и т.д.

Слайд 8: Лесенка Синквейн

Слайд 9: Пример синквейн

  • Кто? Заяц
  • Какой? Белый Пушистый
  • Что делает? Прячется боится прыгает
  • Предложения.  Заяц меняет шубу зимой
  • Ассоциация. Дикое животное.

Слайд 10: Пример Синквейн картинки

Слайд 11: Пример Синквейн о музыке.

Слайд 12: Синквейн загадка

Слайд 13: Педагогические ценности

  • Обогащает словарный запас
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя на мгновения творцом
  • Получается у всех
  • Активизирует и развивает.

Слайд 15: Эффективность и значимость.

  • Его простота. Синквейн могут составить все
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Помогает пополнить словарный запас.
  • Учит краткому пересказу.
  • Развивает речь и мышления.
  • Облегчает процесс  усвоения понятий и их содержания.
  • Способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их)

Слайд 16: Синквейн по картинкам

Слайд 17: Спасибо за внимание.

Практическая часть

А сейчас мы предлагаем Вам  попробовать составить синквейн с помощью картинки и схемы, которые мы приготовили для Вас. Предлагаем в течении одной минуты составить синквейн. Итак время пошло. А теперь давай послушаем, что у Вас получилось. Самостоятельная работа участников мастер-класса

Обмен мнениями, ответы на вопросы, подведение итогов работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: Воспитатель Живаева Е.Е. Музыкальный руководитель Балякина И.Е. Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Что такое Синквейн ? Слово « Синквейн » происходит от французского слова «пять» , что означает «стихотворение из пяти нерифмованных строк» , которые пишутся по определенным правилам.

Слайд 3

Актуальность У старших дошкольников часто имеются нарушения речи: бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Слайд 4

Виды Синквейна

Слайд 5

Цели и Задачи: Развитие речи детей посредством составления Синквейна . Обогащение , расширение и самосовершенствование словаря Пополнение знаний детей по лексическим темам Формирование умения кратко излагать своё отношения к чему-либо.

Слайд 6

Правила написания синквейна : Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 7

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка Заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь) Два слова. прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающее тему синквейна . Обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета. Это предложение , состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Последняя, ассоциация (характеризующее суть предмета или объекта

Слайд 8

О Чем можно написать Синквейн ? О музыке О природе О танцах О маме и папе Об изученном на занятии О настроение .......

Слайд 9

Лесенка Успеха Изучаем Размышляем Думаем Творим Красиво говорим !!!

Слайд 10

Пример Синквейна Кто? Заяц Какой? Белый, Пушистый Что делает? Прячется, боится, прыгает Предложения. Заяц меняет шубу зимой Ассоциация. Дикое животное .

Слайд 11

Пример Синквейна Осень Разноцветная, дождливая Покрасила, шелестит, радует Покрылась земля пестрым ковром Листопад

Слайд 12

Пример Синквейна . Музыка Нежная, страстная Рождается, слышится, зовет Невыразимое словами - западает в душу. Вдохновения

Слайд 13

Синквейн-загадка ? Серый, колючий Фыркает, спит, сворачивается Мне нравится этот зверек Лес

Слайд 14

Педагогическая ценность. Обогащает словарный запас Учит формулировать идею ( ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя на мгновения творцом Активизирует и развивает. Взаимодействие воспитателя со специалистами.

Слайд 15

Эффективность и значимость Его простота. Синквейн могут составить все Синквейн является игровым приемом. Используется как заключительное задание по пройденному материалу. Учит краткому пересказу. Развивает речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их)

Слайд 16

Синквейн по картинкам много 1. 2. 3. 4 . 5

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ» (для педагогов ДОУ)...

Мастер-класс для воспитателей "Составление описательных рассказов на основе схем Т.А.Ткаченко"

Материал в копилку старшего воспитателя.Данная методика успешно применяется в логопедических группах, а также в массовых группах дошкольных учреждений. Использование данных схем способствует совершенс...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Мастер-класс для воспитателей «Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».

Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в рабо...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...