РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ «КАРТ» В. ПРОППА
консультация по развитию речи (средняя группа)

Каляан Наталья Викторовна

Одним из эффективных средств развития связной речи детей является приём графического моделирования, а именно: воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

При развитии связной речи методом графического моделирования дети учатся видеть самое главное (так называемый приём свертывания). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально.

Работа с детьми по моделированию состоит из следующих этапов:

  • Усвоение и анализ сенсорного материала.
  • Перевод на знаково-символический язык.
  • Работа с моделью.

Задачи:

  1. Познакомить детей с графическим способом представления информации.
  2. Научить детей дешифровать модели.
  3. Сформировать навык самостоятельного моделирования.
  4. Обогащать словарный запас детей.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать память мышления, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kart_proppa.doc810 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ «КАРТ» В. ПРОППА

Составила:

учитель-логопед

1 квалификационной категории

Каляан Наталья Викторовна

ноябрь

с. Мильково 2021 г.


Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идёт как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную активную личность.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Связная монологическая речь – это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства – слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования. Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей. Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.

Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно высказывать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С этого момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичным, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики.

Развернутым видом речи является монологическая речь, эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание.

В зоне особого внимания находятся монологические способности детей: пересказ и творческое рассказывание.

Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

Под творческим рассказыванием понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать истории, но и самостоятельно действовать «творить». Эта способность была подмечена Джани Родари и В. Проппом. В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отображающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Творческая действительность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта доводит материал для воображения. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией. Фантазия малыша очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение: «что без плана можно только бредить» и справедливо оно по отношению к такому процессу, как творение. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. К созданию творческого произведения.

Одним из эффективных средств развития связной речи детей является приём графического моделирования, а именно: воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

При развитии связной речи методом графического моделирования дети учатся видеть самое главное (так называемый приём свертывания). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально.

Работа с детьми по моделированию состоит из следующих этапов:

  • Усвоение и анализ сенсорного материала.
  • Перевод на знаково-символический язык.
  • Работа с моделью.

Задачи:

  1. Познакомить детей с графическим способом представления информации.
  2. Научить детей дешифровать модели.
  3. Сформировать навык самостоятельного моделирования.
  4. Обогащать словарный запас детей.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать память мышления, воображения.

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных главных функций он выделил 20. Именно их использую в работе с детьми по составлению сказок.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

  1. Наглядность позволяет ребёнку удерживать в памяти гораздо больше информации.
  2. Представленные в картах функции является обобщёнными действиями, понятиями что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретного (понятия) поступка героя, а значит у них интенсивнее развивается логическое абстрактное мышление.
  3. Карты стимулируют внимание, восприятие, фантазию, обогащают эмоциональную сферу, развивают связную речь, обогащают словарь.
  4. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей. Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных противоречий, где всегда побеждает добро.
  5. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как распространяется на все органы чувств. Ребёнок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а является создателем оригинальных произведений.

План действий

1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

— повествование;

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Приведем примеры:

Сказка «Маша и медведь»

Пошла Маша в лес с подружками.

Сказочная ситуация?

-Отлучка какого-либо члена семьи. (5)

Родители говорили не ходить далеко.

- Запрет, обращение к герою (3)

Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.

- Нарушение запрета. (4)

Медведь говорит, у меня будешь жить, печь топить, кашу варить.

- Вредительство. (8)

Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал.

- Герою предлагается трудная задача. (7)

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

- Беда ликвидируется. (7).

Медведь принёс Машеньку домой.

- Возвращение героя (22).

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

– Победа, подарок, радость. (27)

Мораль, слушайся старших, далеко не уходи.

Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №2Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №4Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №6Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №5Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №8

Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №9Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №23Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №28Описание: Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №29

5,3,4,8,7,22,27,28

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт.

Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем:

Герой – огуречик.

Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.

Вредитель – мышка.

Вредительство – хвостик отгрызёт.

Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.

Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам Проппа, проводятся подготовительные игры, в процессе которых дети познают и знакомятся со сказочными функциями.

«Чудеса в решете»

Цель: Учить выявлять происходящие в сказках чудеса, называть волшебные слова, предметы, действия.

«Заветные слова».

Цель: Учить определять самые действенные и значимые слова в сказке.

«Что в дороге пригодится» (скатерть-самобранка меч-кладенец, сапоги-скороходы).

Цель: учить детей придумывать предметы-помощники, которые помогают преодолевать препятствия.

«Волшебные имена».

Цель: учить выявлять смысл и значение различных имён сказочных персонажей, их роль в достижении цели героя.

«Что общего»

Цель: обучать детей анализировать сказки, находить сходства и различия.

(например: «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»).

«Хороший – плохой»

Цель: Учить выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность (за что можно похвалить Кикимору).

Знакомство с персонажами должно происходить постепенно, в определённой логической последовательности. Начинаем сочинять сказку коллективно, используя ограниченный набор карт. Постепенно вводя по 2 – 3 карты.

«Аукцион»

Цель: обогащать словарь детей глаголами и прилагательными, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать.

Задание: назвать наибольшее количество признаков и функций сказочного объекта.

«Вхождение в сказку».

Цель: учить детей составлению творческих рассказов, активизировать в связной речи прилагательные, наречия, развивать ассоциативное мышление.

Задание: составь рассказ с использованием помощников – анализаторов.

- Запахи сказки

- Звуки сказки

- Цвета сказки

- Мои ощущения

«Знакомство со сказочным героем».

Цель: учить детей составлять описательные рассказы по схеме, развивать связную речь, системное мышление, умение описывать с большой степенью подробности.

Задание: составить описательный рассказ по таблице.

  • Имя героя
  • Название сказки
  • Портрет героя
  • Жилище героя

Задание: зарифмовать характеристику героя с его именем.

  • Колобок – румяный бок
  • Волк – зубами щёлк
  • Лиса – всему свету краса.

«Смысл волшебного имени»

Цель: развивать связную речь детей, учить формулировать причинно – следственные связи, развивать ассоциативное мышление.

Задание: объяснить, в чём смысл имени или названия сказочного персонажа (объекта).

Дюймовочка – маленькая девочка высотой с дюйм.

Колобок – герой с круглыми, как колесо боками.

«В гости к волшебникам».

Цель: развивать связную речь детей, обогащать словарь существительными с суффиксами уменьшения и увеличения, сложными словами, антонимами, глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени. Продолжать работу над произвольностью и вариативностью воображения.

Задание: расскажите, что произойдёт с вами, если вы попадёте к волшебникам:

  • Уменьшения
  • Увеличения
  • Путанице
  • Объединения
  • Преобразования времени
  • Наоборот

«Я – писатель»

Цель: развитие связной речи, системного мышления, вариативности и оригинальности воображения.

Задание: придумать несколько вариантов нового начала или конца знакомой сказки.

«Синонимы»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, близкие по значению, учить детей обобщать, конкретизировать.

Задание: по-разному назвать одно и то же свойство сказочного героя.

Золушка – работящая, трудолюбивая, неленивая.

Пьеро – робкий, трусливый, несмелый, пугливый.

«Новое имя»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, развивать ассоциативное мышление, работать над оригинальностью названий.

Задание: назвать сказочного героя по его признакам.

Буратино – мальчик с длинным носом (длинноносик)

Мальвина – девочка с голубыми глазами (голубоглазка)

Список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №2

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №3

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №4

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №5

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №6

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №7

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №8

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №9

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №10

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №11

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №12

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №13

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №14

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №15

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №16

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №17

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №18

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №19

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №20

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №21

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №22

21. Герою дается новый облик (частый приём – погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №23

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №24

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №25

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №26

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №27

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №28

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в пидачу).

Строим сценарий с помощью карт Проппа, изображение №29

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Наблюдая за детьми, отмечается эффективность схем-моделей в развитии речевых навыков детей:

  1. Повышается активность детей на занятиях, дети чувствуют уверенность в себе.
  2. Появляется интерес к пересказу и сочинению сказок.
  3. Дети не просто перечисляют объекты, называя их действия. Они стали замечают более мелкие детали, устанавливают причинно-следственные связи.
  4. Значительно расширяется словарный запас детей, обогащается связная речь детей.
  5. Модели становятся всё более условными, так как дети, запоминая, могут уже как бы нарисовать эти обозначения в уме.
  6. У детей формируется культура речи, повышается связность, точность и выразительность речи.
  7. Пересказы более содержательны, структурно оформлены, отмечаются большей полнотой, последовательностью.

Данная система работы может быть использована для практического применения логопедами и воспитателями в работе над развитием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.


Список литературы.

  1. О.А. Белобрыкина « Речь и общение» , Ярославль, 1998 г
  2. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста « М. Просвещение, 1889 г.
  3. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева « Формы и методы работы» , С-Пб , Речь, 2004г.
  4. О.А. Шорохова « Играем в сказку», Тв. Центр, М, 2006 г.
  5. Т.В. Большева « Учимся по сказке», С-Пб, Детство- Пресс, 2005 г.
  6. Приложение к журналу « Управление» Логопед для ДОУ» .
  7. О.Е. Озерова « Развитие творческого мышления и воображения у детей . Р_Д, Феникс, 2005 г
  8. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С.27-43.
  9. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С. 4-16.
  10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
  11. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 1978.
  12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.

https://vk.com/@lectori_kino-stroim-scenarii-s-pomoschu-kart-proppa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»

Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок....

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи с помощью мнемотехники...

Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством карт Проппа" .

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...

Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников

В статье представлен опыт работы по теме: "Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников"...