Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников
статья по развитию речи

Бурнышева Анна Валерьевна

В статье представлен опыт работы по теме: "Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statja_burnysheva_a.v.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи с помощью карт Проппа как условие успешной социализации старших дошкольников

Бурнышева А.В.

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»», воспитатель

Ключевые слова: развитие связной речи, карты Проппа, социализация, пересказ, творческое рассказывание, инициативность.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Уровень овладения дошкольниками связной речью, умения воспринять и воспроизвести текстовый материал, дать развернутый ответ на вопрос, без подсказок изложить свои суждения влияет на дальнейшее обучение детей в школе и является условием их успешной социализации. Работая с детьми, я обнаружила, что речь детей недостаточно развита, характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети далеко не всегда были активны в ходе обсуждения текста, допускали ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи воспитателя. Проанализировав исходную ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию связной речи. Именно на проблему развития связной, грамматически правильной речи и ориентирована данная образовательная практика. Реализация практики происходит на уровне дошкольного образования. Участниками практики являются старшие дошкольники и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Цель практики: развитие связной монологической речи через обучение пересказу и творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Задачи:

- формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

- развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;

- развивать познавательный интерес и активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;

- расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

- развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

- способствовать повышению поисковой активности.

В педагогической работе с детьми для развития связной монологической речи мною широко используется сказка. Именно сказка влияет на формирование таких качеств личности ребенка как индивидуальность, активность, личная позиция, социальная компетентность. Фольклорная сказка помогает расширить словарный запас детей, развивает связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. Во время работы со сказками нужно чтобы дети постоянно участвовали в процессе разговора, в беседах, отвечали на вопросы.

В своей работе я использую технологию наглядного моделирования на основе карт Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Филолог и фольклорист В.Я. Пропп проанализирoвал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 20, но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления. Ребенку предлагается простой алгоритм пересказа и самостоятельного сочинения сказки. Представленные в них функции являются обобщенными действиями, понятиями. Это позволяет дошкольнику абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации. У него интенсивнее развиваются абстрактное и логическое мышление. Карты стимулируют развитие фантазии, творческого воображения ребенка, активизируют связную речь, обогащают словарь, вдобавок - способствуют поисковой активности. Система методов и приемов работы со сказкой, включает в себя: слушание и запоминание; придумывание продолжения; рассказывание сказки «по-новому», наделение знакомых героев сказок противоположными для них качествами; придумывание сказок по аналогии с помощью карт Проппа; инсценировки сказок; рисований иллюстраций к знакомым или своим сказкам; рассказывание отрывков из сказки, по своей иллюстрации; развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средняя группа) -  знакомство детей с жанром литературного произведения – сказкой. Вместе с детьми выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки.

На втором этапе (средняя группа) играю с детьми в игры, которые помогают освоить карты. Игры направлены на запоминание и освоение функций карт. Примеры игр: «Любимый сказочный герой», «Чудеса в решете», «Кто на свете всех злее?», «Заветные слова», «Что в дороге пригодится?», «Что общего?», «Хороший – плохой», «Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки) и др.

На третьем этапе (старшая группа) читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

На четвертом этапе (старшая группа) мы с детьми пересказываем сказки, опираясь на карты Проппа. Для этого мною создано дидактическое пособие «Сказочный домик». Каждая карта, которую мы вкладываем в домик, представляет собой «кирпичик» сказки. В итоге в домике «поселяется» интересный сказочный сюжет.

На пятом этапе (подготовительная группа) происходит самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Работа с картами Проппа дала следующие результаты: увеличение и активизация словарного запаса у воспитанников, развитие связной монологической речи, логического и творческого мышления, умения высказывать свое мнение; дети выделяют основное содержание сказки; легко запоминают последовательность событий; анализируют поступки героев и высказывают по отношению к ним собственное мнение; выстраивают схему содержания сказки, опираясь на карты Проппа. Данные получены на основе мониторинга развития уровня связной речи. Для получения успешных результатов работы по данной практики рекомендую педагогам строить свою работу последовательно, согласно представленным этапам.

Таким образом, различные формы работы направлены на развитие речи дошкольников, формирование коммуникативной компетентности детей. Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, свое уникальное интересное произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок, совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощниками по отношению к кому-то, обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания. Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Кроме того, создавая свою собственную сказку, дети раскрывают свой внутренний мир, постепенно уходят такие психологические барьеры как стеснительность, страх сказать что-то неправильное. Дети преодолевают себя, раскрепощаются, становятся более уверенными в себе и своих возможностях, развиваются волевые качества. Все это становится фундаментом успешной социализации дошкольников в среде сверстников.

Опыт работы по данной практике опубликован в выпуске 02(16) журнала "Вестник дошкольного образования" демонстрировался на открытых мероприятий в рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года 2019».  Образовательная практика "Карты Проппа как средство обучение дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок" вошла в ТОП-20 победителей городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART-практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»

Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок....

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

Игровая деятельность как условие успешной социализации младшего дошкольника.

                                        «Игра — это огромное светлое окно,...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ «КАРТ» В. ПРОППА

Одним из эффективных средств развития связной речи детей является приём графического моделирования, а именно: воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа...