Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карасаева Кунтуган Дунсенгуловна

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_r.r.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе  «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Цель: Формирование  умений  дифференцировать  звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях.     

Задачи: 1.Образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях - упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;                                                                                                                          2. Развивающие: - развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; -развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ; -развивать мышление, память, связную речь;                                                                                                                                                              3. Воспитательные:  - воспитывать внимательное  уважительное отношение к окружающим людям, стремление прийти на помощь в трудной ситуации;  формирование осторожного и осмотрительного отношения к  опасным для ребенка ситуациям; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. 

Методы и приёмы: 1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.                                                                                2. Словесные: беседа, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение,  д/игры с наглядным материалом.                                                                                     3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.                                                                                4. Практические: подражательные упражнения, игры.                                                                                Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи,  карточки с картинками, вазы (игра), круги зелёного, желтого и красного цвета.

Ход НОД: 1 этап – мотивационно- ориентировочный(дети стоят в кругу на ковре)                                          Встанем мы в кружочек дружно,                                                                                                                        Поздороваться нам нужно                                                                                                                                                  Говорю тебе «Привет!»                                                                                                                                                                     Улыбнись скорей в ответ.

Всем нашлось и место, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”                                                 (Звучит шипение змеи и жжужание жука)                                                                                                                    Воспитатель: Ой, ребята! Что это за звуки? Кто это? Похоже, кто-то спорит, сердится.

Мне кажется, что нам помогут отгадать, кто это,  загадки.                                                                                                           Веревка по земле ползет,                                                                                                                                                           Вот язычок, открытый рот,                                                                                                                                                                         Всех укусить, готова Я,                                                                                                                                                                      Потому что Я - (ЗМЕЯ) (выставляется игрушка)

Воспитатель: -Молодцы, это змея. А почему вы решили, что это змея? (похожа на веревку)

С кем же она спорит?                                                                                                                                                                        

Его поймал я на цветке,                                                                                                                                                   Зажал, как следует в руке.                                                                                                                                                      Жужжит он: «Попрошу без рук,                                                                                                                                                      Я не железный, я же – … (ЖУК)»      (выставляется игрушка)

Воспитатель. - Правильно ребята, это жук.                                                                                                                                  А можно ли ловить жуков?            (Нет, они опыляют растения)

Как вы думаете, о чем они спорят? ( предположение детей)                                                                                             Сейчас мы с ними познакомимся и узнаем, о чем же они спорят.  

Это змея Шушу, а это жук Жужу.

2 этап – поисковый

Воспитатель.  Ребята, мы с вами говорим, а что делает змея?( Шипит)                                                         Пошипите, как змея.                                                                                                                                                                   А что делает жук? (Жужжит)                                                                                                                                         Пожжужите, как жук.

 - Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать, чем шипеть.

Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

Присаживайтесь, ребята, на свои места (дети садятся за столы)                                                                                            3 этап – практический.  А сейчас сделаем зарядку для языка и губ.                                                                                                     Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

    Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки,  а теперь  поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Поймай звук» Воспитатель:- Возьмите карточки, на которых изображены змея и жук. - Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж) - Как шипит змея? (ш-ш-ш) -Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук – ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова:, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.                                                                 Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»  Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.                                                          

Жук упал, и встать не может, Ждет он, кто ему… (поможет). Бывает, что трудно подняться, если упал. Поэтому надо обязательно приходить на помощь тому, кто попал в беду. Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы запомните слова со звуком  ж.                                         (жук, не может, ждет, поможет)

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… (машине).                                                                         Можно ли так ехать как мишка?               (нет, это опасно для жизни)                                                                               В каких словах вы услышали звук ш?

Воспитатель: - Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

  1. Игра «Четвертый лишний» (Презентация) Воспитатель: - А сейчас  поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш»,  одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. Итак, начали:

 1 слайд. Картинки: шапка, шарик, зебра мышка.                                                                         Какая картинка лишняя, почему? (зебра)                                                                                                      - Почему зебра лишняя?    (в слове зебра нет звука ш)                                                                                                                                                                                       - Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.                                                                                      2 слайд. Картинки: платье, шкатулка, шуба, шоколад. Какая картинка лишняя, почему?

3 слайд. Картинки: жираф, жук, желудь, лиса. Какая картинка лишняя, почему?(лиса)                                                                                                                                   Почему слово лиса лишнее? (в слове нет звука ж)

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

4. Игра «Жук»- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть на лугу и поиграть в игру «Жук».Превращаемся в жуков и летим на луг.  

(Слайд Луг) Посмотрите, как красиво, Вам хотелось бы, чтобы вас кто-нибудь поймал? А хотелось бы полететь на луг, где сорваны и вытоптаны цветы и разбросан мусор? Значит, находясь в природе нельзя мусорить, ловить животных, нельзя рвать цветы.

Фонетическая ритмика   «Жук». Координация   речи с движением. Дети становятся в круг. Выполняют движения.

 На лужайке, на ромашке                     Кружение с поворотом                                                 Жук сидел в цветной рубашке              Приседание руки на пояс.                                        Жу-жу-жу, жу-жу-жу                                                                                                                     Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь,                         Движения по тексту.                                                                  Низко -низко наклоняюсь.                                                                                                    Присаживаемся на наш чистый луг. (дети садятся на ковер)

6. Игра   «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок                                                                                                                                   Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, друг - .

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут  спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь.

А теперь проводим наших гостей и на прощание подарим им букеты.                                                       Подойдите к своему столу и возьмите листочки,  внимательно посмотрите на картинку,  произнесите  вслух, что там изображено и определите кому вы её подарите: если в этом слове есть звук ш , то Шуше, если звук ж , то Жуже. (дети прикрепляют на нужную вазу и садятся на место, если сделали ошибку – воспитатель спрашивает чья это картинка и исправляет ошибку)

4 этап – рефлексивно- оценочный  

Как вы считаете все ли у нас получилось?

Значит ли это, что нам удалось добиться цели?

-Что мы для этого сделали?

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать один из кругов, если вы считаете, что вы справились  со всеми заданиями, то покажите зеленый сигнал, а кто выполнил все задания, но ему было немного сложно – желтый, а кто считает, что не справился  – красный.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия "От звука-к букве".

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Проект: «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв».

Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.Срок реализации: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).Актуальность темы:Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной...

«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Предлагаемая логопедическая презентация рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими  нарушен...

Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научи...