Мастер-класс: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Чудакова Ольга Владимировна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_blum.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Использование кубиков Блума для речевого развития  детей дошкольного возраста»

 

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на моём мастер – классе по теме: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста».

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Поэтому работа по речевому развитию детей на сегодняшний день является  важной.

Сегодня вашему вниманию я  представлю методику для развития речи детей, которая называется -  Кубик Блума.

Цель: ознакомление с новой технологией Кибик Блума, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

Ход мастер-класса:

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Сфера Познания», в ней он впервые рассказал о «Кубике Блума» — это способ формулировки задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы.

Кубик Блума представляет собой обычный куб, на гранях которого написано:

- Назови….Почему….Объясни….Предложи….Придумай….Поделись.

Тему кубиков вы можете выбирать самостоятельно, в зависимости от мероприятий которые запланированы вами в группах.

Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.

Назови.  Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.

Коллеги я вам дала буклеты в которых отмечено, что предполагает каждый вопрос грани.

«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Возможны два варианта применения:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. (Кубик Блума «Новый год»)

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Педагог или  воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Наиболее удобно применять этот приём на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. (пример проект «Безопасная азбука»)

Сейчас, приступим к практической части нашего мастер-класса.

Я приглашаю три педагога за стол.

На примере кубика Блума на тему: «Дружба», «Семья»,  я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.

Теперь, я хочу показать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.

Мы  разделимся на 2 группы. 1 группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. (я вам да готовый шаблон, в котором вы будите прописывать вопросы)А вторая группа будет отвечать на вопросы. Всем ли понятны правила??? Тема нашего  занятия «Зима».

1.НАЗОВИ

-Назовите три зимних месяца -Почему зимой идет снег

— Назовите, что одевают люди зимой

-Назовите, зимние природные явления

-Назовите, какие приметы зимы вы знаете

-Назовите, какая погода бывает зимой

2.ПОЧЕМУ

-Почему люди зимой одеваются тепло

-Почему перелетные птицы улетают на юг

-Почему зимой день короткий, ночь длинная

-Почему зимой не мерзнут животные

-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти

3.ОБЪЯСНИ

-Объясни, что будет если зимой надевать панамки, футболки, шорты, сандали

.— Объясни, будет с зайцем, если он не поменяет

— Объясни, из чего состоит снег

-Объясни, что такое лед

4.ПРЕДЛОЖИ

-Предложи способ применения снега, льда?

-Предложи свои предметы зимней одежды

–Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и цвет шерсти животных зимой?

-Предложи способы передвижения зимой.

5.ПРИДУМАЙ

 -Придумай загадку о зиме

-Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб,

-Какую характеристику можно дать зиме

-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой

-Придумай, как изменится планета, если все время будет зима

6.ПОДЕЛИСЬ

— Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках

-Мне очень понравилось зима, потому что …

Вывод. Рефлексия:

Коллеги, я думаю что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию  для развития речи детей . 

Как мы видим использование «Кубика Блума» — это действенный прием, методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы. Главное, что данная технология помогает развивать речь детей (учит детей диалогической речи, связной речи), развивает мышление, а педагогу в активной форме можно проверить знания дошкольников.

Спасибо за внимание.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1.           Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми

2.           Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3.           Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4.           И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов проекта.

Остановимся подробнее на классификации вопросов согласно теории Блума.

Назови.  Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему. нужно описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Использование инновационной технологии «Кубик Блума» для развития детей дошкольного возраста

В статье Вы найдете информацию о инновационной технолгии "Кубик Блума", применяемов в работе с дошкольниками. Данную технологи. разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум....

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста....

Использование кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность использования кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста обусловлена и необходимостью реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее &nda...