Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» с использованием мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пастухова Светлана Вячеславовна

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

 

Задачи:

Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

- Отработать интонационную выразительность речи.

 

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица

Ход занятия:

1.Организационно- мотивационный этап

 

- Ребята, посмотрите, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги).

 

- Чье это сердечко? Кто потерял?

 

- Посмотрите, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать?

Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю сладкого налить?
Кто косички вам заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто тебя поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

- Правильно, ребята, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко! А вы любите маму? Почему?

- Правильно, ребята! Мама - для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек!

- Я вам предлагаю поиграть в игру какая бывает мама? (Дети передают палочку и называют какая бывает мама: нежная, ласковая, добрая, заботливая и т. д.).

- А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине, - они также справляются с множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

А как вы дома помогаете мамам?

- Молодцы, ребята. Вижу, что вы любите своих мамочек, стараетесь не огорчать их. А как ещёможно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась? (песенки ей петь;

чай принести; цветы подарить; и т.д.)

- Все это хорошо! Маме приятно послушать ваши песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем вы не вспомнили.

Я предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы поймете, о какой помощи я говорю.

Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.

 

После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу.

- Поняли, ребята, о какой помощи идет речь?

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

Как оно называется?

- О ком стихотворение?

- Назовите героев стихотворения.

- С каких слов начинается стихотворение? (Мама спит, она устала…)

-Как ведет себя девочка-дочь? (Девочка не играет, сидит)

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?

- Почему мама спит?

-С чем (кем) беседует девочка? ( Девочка беседует с лучом)

- Кто крадется по маминой подушке?

-Какие желания есть у героини? (двигаться, читать, катать мяч, песенку попеть, похохотать)

- что сказала девочка лучу?

- Луч соглашается с девочкой, когда она говорит – Да мало ль я чего хочу!?

- Лучик соглашается – Ничего, шепнул он будто, посидим и в тишине…

- Ребята, прежде чем я  ещё раз прочту стихотворение, познакомлю вас с незнакомыми словами.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

  • - Что такое волчок?

Предполагаемые ответы детей: юла

 

  • -Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?

Предполагаемые ответы детей: Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

«Крадется» - значит, проходить, пробираться тихонько, тайком.

-Ребята, произнесем слово «крадется» шепотом.

 

  • - Как вы понимать: луч метнулся по стене?

 Предполагаемые ответы детей: Теперь солнечный луч быстро пробежал по стене.

«Метнулся» - значит, что сделал? - Резким движением броситься куда-нибудь, вдогонку.

-Дети, «метнулся» скажите вполголоса.

 

  • -Что значит: скользнул ко мне?

Предполагаемые ответы детей: пришел, прибежал ко мне.

«Скользнул» - значит, что сделал? - Быстро и незаметно пройти, промелькнуть.

- Ребята, произнесите слово «скользнул» шепотом.

 

  • - Что значит «Похохотать»?- значит, что делать? – Долгое время смеяться.

-Дети, произнесем слово «похохотать» громко.

 

  • - Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?

Дети: Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!"

Дети: упрекает, что луч не понимает ничего.

- Каким голосом надо читать " Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине"

Дети: Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

- Ребята, а теперь произнесите слова из текста "Мама спит, она устала, " так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.

Физкультминутка

 "Дружно маме помогаем"

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Пальчиковая гимнастика «Кто пришел?»

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто пришел? (большими пальцами)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Вместе мы одна семья (большими пальцами)

Да, да, да. (всеми пальцами).

- Ребята я буду читать стихотворение, а вы слушайте, запоминайте и выкладывайте картинки по содержанию стихотворения. У нас получится мнемотаблица, она поможет нам выучить стихотворение Елены Благининой « Посидим в тишине»

- Молодцы, справились, а теперь вы будете читать стихотворение самостоятельно, опираясь на мнемотаблицу.

Рефлексия

-С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Благодаря стихотворению Елены Благининой чему мы научились?

-Проявлять уважение и заботу по отношению к родной маме.

- Ребята, а мне это стихотворение понравилось тем, что девочка сама догадалась сидеть тихо, и не мешать маме отдыхать, и об этом предупредила луч.

-Чье прочтение стихотворения наизусть вам понравилось больше всего?

-Почему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 93 г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича»

(структурное подразделение)

Адрес: индекс454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева 61, тел.(351) 741 12 – 41

Электронный адрес: dogimnaziya93@mail.ru

Конспект по речевому развитию детей  старшей группы

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

 с использованием мнемотаблицы

Выполнила:

Педагог Пастухова Светлана Вячеславовна

Челябинск, 2024 год

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Задачи:

Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

- Отработать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица,

Ход занятия:

1.Организационно- мотивационный этап

- Ребята, посмотрите, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги).

- Чье это сердечко? Кто потерял?

- Посмотрите, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать?

Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю сладкого налить?
Кто косички вам заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто тебя поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

- Правильно, ребята, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко! А вы любите маму? Почему?

- Правильно, ребята! Мама - для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек!

- Я вам предлагаю поиграть в игру какая бывает мама? (Дети передают палочку и называют какая бывает мама: нежная, ласковая, добрая, заботливая и т. д.).

- А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине, - они также справляются с множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

А как вы дома помогаете мамам?

- Молодцы, ребята. Вижу, что вы любите своих мамочек, стараетесь не огорчать их. А как ещёможно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась? (песенки ей петь;

чай принести; цветы подарить; и т.д.)

- Все это хорошо! Маме приятно послушать ваши песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем вы не вспомнили.

Я предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы поймете, о какой помощи я говорю.

Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим
 и в тишине.

После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу.

- Поняли, ребята, о какой помощи идет речь?

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

Как оно называется?

- О ком стихотворение?

- Назовите героев стихотворения.

- С каких слов начинается стихотворение? (Мама спит, она устала…)

-Как ведет себя девочка-дочь? (Девочка не играет, сидит)

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?

- Почему мама спит?

-С чем (кем) беседует девочка? ( Девочка беседует с лучом)

- Кто крадется по маминой подушке?

-Какие желания есть у героини? (двигаться, читать, катать мяч, песенку попеть, похохотать)

- что сказала девочка лучу?

- Луч соглашается с девочкой, когда она говорит – Да мало ль я чего хочу!?

- Лучик соглашается – Ничего, шепнул он будто, посидим и в тишине…

- Ребята, прежде чем я  ещё раз прочту стихотворение, познакомлю вас с незнакомыми словами.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

- Что такое волчок?

Предполагаемые ответы детей: юла

-Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?

Предполагаемые ответы детей: Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

«Крадется» - значит, проходить, пробираться тихонько, тайком.

-Ребята, произнесем слово «крадется» шепотом.

- Как вы понимать: луч метнулся по стене?

 Предполагаемые ответы детей: Теперь солнечный луч быстро пробежал по стене.

«Метнулся» - значит, что сделал? - Резким движением броситься куда-нибудь, вдогонку.

-Дети, «метнулся» скажите вполголоса.

-Что значит: скользнул ко мне?

Предполагаемые ответы детей: пришел, прибежал ко мне.

«Скользнул» - значит, что сделал? - Быстро и незаметно пройти, промелькнуть.

- Ребята, произнесите слово «скользнул» шепотом.

- Что значит «Похохотать»?- значит, что делать? – Долгое время смеяться.

-Дети, произнесем слово «похохотать» громко.

- Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?

Дети: Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!"

Дети: упрекает, что луч не понимает ничего.

- Каким голосом надо читать " Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине"

Дети: Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

- Ребята, а теперь произнесите слова из текста "Мама спит, она устала, " так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.

Физкультминутка

"Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Пальчиковая гимнастика «Кто пришел?»

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто пришел? (большими пальцами)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Вместе мы одна семья (большими пальцами)

Да, да, да. (всеми пальцами).

- Ребята я буду читать стихотворение, а вы слушайте, запоминайте и выкладывайте картинки по содержанию стихотворения. У нас получится мнемотаблица, она поможет нам выучить стихотворение Елены Благининой « Посидим в тишине»

- Молодцы, справились, а теперь вы будете читать стихотворение самостоятельно, опираясь на мнемотаблицу.

Рефлексия

-С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Благодаря стихотворению Елены Благининой чему мы научились?

-Проявлять уважение и заботу по отношению к родной маме.

- Ребята, а мне это стихотворение понравилось тем, что девочка сама догадалась сидеть тихо, и не мешать маме отдыхать, и об этом предупредила луч.

-Чье прочтение стихотворения наизусть вам понравилось больше всего?

-Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД для детей старшей группы. Цель: вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц....

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой«Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц....

НОД «Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Заучивание стихотворения Е.Благининой "Посидим в тишине"...

Конспект организованной образовательной деятельности «Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, используя прием мнемотехники...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Цель занятия : вызвать желание заучивать и выразительно читать стихи при помощи мнемотаблиц....