Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи (грамоте) в старшей группе

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Тема: «Посылка от бабушки Грамматики»

Цель: закрепление умений обобщать и классифицировать звуки и буквы; развитие речи в процессе обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умения в дифференциации гласных и согласных звуков;

- совершенствовать умения в нахождении места звука в слове;

- закрепить в совместной деятельности способность определять количество слогов в слове;

- отрабатывать навыки детей  в составлении слов из букв.

Развивающие:

- развивать коммуникативные и конструкторские способности  детей посредством работы с конструктором «ТИКО -  Грамматика»;

- совершенствовать логическое мышление, внимание, сообразительность;

- способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками;

- формировать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;

- совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;

- формировать навык самоконтроля и самооценки и взаимооценки.

Планируемые результаты: 

- дети имеют представление о понятии «звук»  и «буква»;

- умело применяют свои знания;

- способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;

- дети обладают конструкторскими навыками.

Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри,  цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания.

Этапы НОД

Методы и приемы

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.Вводная часть

Мотивационный этап

Организационный момент

Ребята, давайте встанем в круг:

Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.

А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы.

Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу.

Дети садятся за столы.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Сюрпризный момент

На столе стоит коробка – почтовая посылка.

- Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка?

Кто попробует прочитать, что на ней написано.

- Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете?

- Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка?

- Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить.

Воспитатель включает флешку в телевизор, включает видеозапись.

Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка.

Читают: «Куда: в детский сад. Кому: в группу №5. От кого: от бабушки Грамматики».

Ответы детей.

Открывают посылку, обнаруживают сундук, флешку и конверты.

Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики.

Смотивировать детей на работу,

пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента.

Постановка цели НОД

По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как ее достичь.

- Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать?

Дети отвечают на поставленные вопросы: сундук сможем открыть с помощью ключей; где спрятан ключ, мы сможем узнать после того как правильно выполним задание в конверте.

Цель занятия поставлена детьми.

2.Основная часть

Содержательный этап

Задание №1

- Так как бабушку зовут Грамматика, все задания наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота?

- Сначала мы должны вспомнить, какие бывают звуки?

- А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных?

- А каким цветом обозначаются гласные?

- Назовите мне гласные звуки!

- Молодцы! Вот первое задание в конверте.

Воспитатель передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика.

- Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука.

- Ребята, а что мы с вами сейчас делали?

- А на какие звуки мы называли слова?

-Молодцы, вы справились с первым заданием. Посмотрите, здесь показан рисунок, где находится первый ключ.

Ответы детей: это умение читать и писать.

Ответы детей:

-Гласные и согласные.

Монологические ответы детей:

- Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды.

-Красным.

-А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е.

Дети бросают кубик, называют слова.

-Называли слова.

-Мы называли слова на гласные звуки.

Дети находят по рисунку-схеме ключ и открывают первый замок.

Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных.

Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова.

Задание №2

- С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас еще много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько?

Что мы будем делать дальше?

Воспитатель читает следующее задание из конверта.

- У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки, и обвести их в кружок.

Какой карандаш мы возьмем для этой работы?

-А почему?

-Правильно, приступаем к работе.

-А теперь  поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя -  проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели?

-Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием!

-Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать?

Дети считают

-Один замок, два замка, три замка и т.д.

-Открывать замок, выполнять задание.

. -Красный!

-Потому что гласные-красные!

Дети работают за столами.

Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы.

Дети поднимают руки.

Найти ключ по рисунку-схеме и открыть еще один замок.

Находят ключ, открывают замок.

Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв.

Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом.

Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля.

Задание №3

Воспитатель читает следующее задание из конверта.

- Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и  посмотрите, что из конструктора составлено?

- Слова? А мы можем их прочитать?

- Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками?

- Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово!

- Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось!

- Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок! А вот и подсказка.

Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО.

- Слова!

Дети читают по очереди слова.

-Да!

Дети работают с конструктором ТИКО.

Собирают новые слова:

ШАРФ-ШАР

МУХА-УХА.

Дети находят ключ и открывают еще один замок.

 

Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов.

Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв.

Физминутка

Ребята, может быть, немножко отдохнем? Вставайте скорее в круг и повторяйте движения.

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске, - руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем.

Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другую.

Сформирована пространственная ориентация.

Задание №4

-Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки!

Воспитатель читает следующее задание.

- У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах!

- Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме.

- Давайте проверим, какие буквы вы написали.

- Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились?

-Ну, если все справились, то вот и подсказка где же спрятан еще один ключ.

Дети садятся за столы

Дети пишут букву.

Называют буквы.

Ответы детей.

Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой.

Задание №5

- Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки?

Какие звуки обозначают эти буквы?

Показывает на парные согласные

- А почему они так называются? А чем они отличаются?

- А чтобы открыть еще один замочек, нужно выполнить следующее задание: я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару.

Воспитатель раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С, Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф.

Останавливает музыку.

- Давайте проверим, все ли правильно нашли  свою пару.

- Ребята, а как называются эти пары?

- Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек!

А сколько замочков нам осталось открыть?

Ответы детей.

Дети смотрят на ленту букв.

- Согласные.

- Потому что у них есть пары.

- Одни-звонкие, другие-глухие.

Дети внимательно слушают инструкцию.

Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару.

Называют парные согласные.

-Парные согласные!

Ответы детей.

Дети находят еще один ключ и открывают замок.

Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные.

Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару.

Задание №6

-Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем.

-Садитесь на стульчики.

Воспитатель читает последнее задание.

- Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить, сколько слогов в этом слове.

Показывает картинки.

- Молодцы! А что мы сейчас с вами делали со словами?

- А какое правило мы знаем?  Оно нам помогло?

- Мы с вами справились с заданием? Скорей ищите ключ и  снимайте последний замок с сундука.

Дети сели на стулья.

Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове.

-Делили слово на слоги.

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Дети снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается.

Сформировано умение делить слова на слоги

3. Заключительная часть

Рефлексия

-Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается…

-Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку?

-А как мы должны были снять замки?

-А какие задания мы выполняли?

-А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, может нам нужно всем вместе, дружно ее позвать?

-А вы сможете  вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!?

Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания и дает ключ.

- Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок.

Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Давайте поблагодарим бабушку Грамматику и пожелаем ей как можно чаще приходить к нам в гости!

Ответы детей.

Дети открывают замок ключом, который дала им бабушка Грамматика.

Дети находят в сундуке прописи.

Дети прощаются.

Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога.

Дети смотивированы на дальнейшую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".

Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности По развитию речи в старшей группе Тема: «Этот День Победы».

Конспект образовательной деятельностиПо развитию речи в старшей группеТема: «Этот День Победы»....