Занятие по формированию грамматического стоя речи для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тема: Формирование грамматического стоя речи

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Цель: формирование у детей грамматического стоя речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности:

Воспитательные:

-Воспитывать чувство уважения к сверстникам.

Развивающие:

-Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении.

-Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Обучающие:

-Формировать умение отвечать полным предложением.

-Формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Формировать умение правильно использовать предлоги «в», «на», «под», «над», «за» в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт организации образовательной деятельности

по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Тема: Формирование грамматического стоя речи

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Образовательная ситуация: Речевое развитие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: формирование у детей грамматического стоя речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Планируемый результат:

-Дети уважительно относятся друг к другу.

-Дети правильно согласовывают слова в предложении.

-Дети образовывают форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

-Дети отвечают полным предложением.

-Дети образовывают новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Дети правильно используют предлоги «в», «на», «под», «над», «за» в речи.

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

-Воспитывать чувство уважения к сверстникам.

Развивающие:

-Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении.

-Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Обучающие:

-Формировать умение отвечать полным предложением.

-Формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Формировать умение правильно использовать предлоги «в», «на», «под», «над», «за» в речи.

Миша - развивать  интерес слушать воспитателя.

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования / Министерства просвещения Российской Федерации приказ от 25 ноября 2022г. №1028

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

- Полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип развития языкового чутья, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, словотолкование).

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной речевой практики.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, чтение художественного слова, объяснение, чёткий показ образца с правильной артикуляцией, показ, демонстрация, игра.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстрации в книгах про диких животных.

Задачи:

  • обогащать активный словарь детей названиями диких животных
  • развивать диалогическую, связную речь

Индивидуальная работа: Игра «Чего не хватает?» (карточки с изображениями предметов, у который чего-то не хватает: машина без колеса, дом без окон и дверей, стул без ножки, вертолет без пропеллера, кофта без рукава, мишка без лапы, кошка без хвоста, заяц без уха, собачка без глаза)

Цель: развитие умения изменять существительные по родам и падежам, находить недостающие части и называть их.

Оборудование: игрушка зайца; карточки с изображениями лисы, лисенка, оленя, олененка, медведя, медвежонка, волка, волчонка, зайца, зайчонка, ежа, ежонка; карточки с изображениями большого и маленького яблока, цветка, мяча, гриба, ягоды, чашки; лист А3 с изображениями «спрятавшихся» животных; раскраски.

Ход

Этапы

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация.

Задача: 

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность

Беседа

Чтение худ. слова

Поощрение

Педагог эмоционально стимулирует детей.

Собирайся детвора                        Ты мой друг и я твой друг

Ждет веселая игра                         Будем вместе мы играть

Становись скорее в круг               Настроенье поднимать

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это зайка. Смотрите, какой он красивый. Давайте поздороваемся с ним все вместе. Здравствуй, зайка! Ребята, кажется, зайка грустит. А что значит, когда кто-то грустит, что он делает в этот момент? (ответы) Как по-другому можно назвать грусть? (Плохое настроение) Ребята, а вы когда-нибудь грустили? Почему? (ответы) А какое у вас сейчас настроение? Интересно, что же случилось у зайки. Что у тебя случилось?

-Ребята, зайка сказал, что прибежал к нам из волшебного леса. Злой волшебник устроил в нем большой беспорядок. Он перепутал всех зверят, и теперь мамы не могут найти своих малышей. Зайка совсем не знает, что делать. Ребята, а что же мы можем сделать? (ответы) Я тоже думаю, что мы должны помочь им.

Дети слушают,

отвечают на вопросы педагога

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

2. Основная часть.

Задачи:

-Воспитывать чувство уважения к сверстникам.

-Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении.

-Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

-Формировать умение отвечать полным предложением.

-Формировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Формировать умение правильно использовать предлоги «в», «на», «под», «над», «за» в речи.

Игра

Беседа

Поощрение

Объяснение

Упражнение

Показ

Демонстрация

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

-Ребята, еще зайка сказал мне, что просто так в волшебный лес не попасть. В него можно попасть только на волшебном паровозе. Для этого нам надо самим стать вагончиками, встать друг за другом и согнуть руки в локтях. А теперь будем вращать руками и говорить «чух-чух-чух», как настоящий паровоз. Ну что, все готовы? (ответы) Тогда отправляемся в волшебный лес!

-Вот мы и пришли к волшебному лесу. Но он не хочет нас пускать. Что же делать?

Артикуляционная гимнастика

-Зайка сказал, что лес пускает к себе только животных, поэтому нам надо обхитрить волшебный лес, чтобы он подумал, что мы тоже животные.

-У меня есть одна идея. Давайте сядем на стульчики.

-Каких животных вы знаете? (ответы) Как много вы знаете, ничего себе! А вы знаете, как лошадка цокает копытами? Давайте поцокаем как лошадки. Вытянем губы, чуть приоткроем рот и поцокаем «узким» язычком. Какие у всех хорошие лошадки получаются. А видели, как кошечка выгибает спинку? Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упираем в нижние зубы и выгибаем язык горкой. Какие кошечки у всех. Теперь давайте попробуем зайти в лес. Ура, у нас получилось!

Игра «Кто чей малыш»

-Ребята, сразу зайдя в лес, мы видим первую неразбериху. Посмотрите, разве лисенок это малыш оленя? А чей же он малыш? Миша, скажи полным предложением. (Лисенок – малыш лисы) Молодец. А кто это рядом с лисой? (ежонок) Не перебивайте друг друга. Да, но разве ежонок – малыш лисы? (нет) А чей же? Каролина, скажи полным предложением. (Ежонок – малыш ежа) Все верно, давайте положим их вместе. Ребята, давайте вернем всех зверят их мамам.

Так повторяется со всеми карточками: еж – медвежонок, медведь – волчонок, волк – зайчонок, заяц – олененок.

-Ребята, посмотрите внимательно, мы всех малышей вернули к мамам? (да).

Игра «Назови ласково»

-Но посмотрите, у них еще есть много больших и маленьких предметов. Злой волшебник перепутал предметы малышей и взрослых. Теперь животные не могут разобраться, где чье. Давайте им поможем. Алена, что это? (Ягода) Верно, а как мы назовем маленькую ягоду? (Ягодка) Кто любит ягоды из зверей? (Медведь) Да, мне тоже так кажется. Большую ягоду мы отдадим медведю, а маленькую ягодку мы отдадим медвежонку. Повтори. Умница. Ваня, а кто любит грибочки? (Еж) Кому мы отдадим большой гриб, а кому мы отдадим маленький грибочек? Скажи полным предложением. (Большой гриб мы отдадим ежу, а маленький грибочек мы отдадим ежонку) Молодец.

Так повторяется со всеми карточками: цветок – цветочек – лиса, яблоко – яблочко – олень, чашка – чашечка – заяц, мяч – мячик – волк. При необходимости педагог помогает, направляет детей, стимулирует их к полному ответу. 

-Вот как здорово, мы смогли помочь животным сказочного леса. Теперь они зовут поиграть вместе с ними на лесной опушке. Пойдемте скорей!

Физминутка

Ёжик топал по тропинке (Ходьба на месте)

И грибочек нёс на спинке.

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки)

Зайка прыгнул на пенёк.

Мишка вылез из берлоги, (Повороты влево и вправо)

Огляделся на пороге.

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт.

-Вот как здорово! Зверятам так понравилось с вами играть на полянке, что они хотят поиграть с вами еще и в прятки. Хотите? (ответы) Давайте сядем на ковер.

Игра «Угадай»

-Смотрите, зверята уже спрятались кто куда. Теперь вам надо найти их и сказать полным предложением, кто где спрятался. Смотрите, я нашла белку. Белка спряталась НА елке. Артем, ты кого-нибудь нашел? Где он спрятался? Скажи полным предложением. (Медведь спрятался ЗА березой) Молодец.

Так дети находят всех животных: медвежонок в кустах, волк за травой, лиса на холме, бельчонок под березой, еж в пеньке, заяц под елкой, синичка над березой, сова над елкой.

-Как здорово, мы смогли найти всех! Смотрите, ребята, и наш зайка повеселел. Как думаете, если зайка улыбается какое у него сейчас настроение? (Радостное) Да, мне тоже так кажется. А что вы делаете, когда радуетесь? (ответы) Что вас недавно обрадовало? (ответы) Отвечайте полным предложением.

-Ребята, зайчик говорит нам всем большое спасибо, за то, что мы навели порядок в волшебном лесу. Зайчик, мне было так весело! А вам ребята? (ответы) Здорово. Но нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся со зверятами. До свидания, зверята! Давайте снова сделаем наш волшебный паровоз и отправимся в группу. Встанем друг за другом, руки согнем в локте и «чух-чух-чух». Вот мы и в группе!

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, повторяют движения. Дети выполняют указания.

Дети уважительно относятся друг к другу.

Дети правильно согласовывают слова в предложении.

Дети образовывают форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Дети отвечают полным предложением.

Дети образовывают новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Дети правильно используют предлоги «в», «на», «под», «над», «за» в речи.

3. Подведение итогов

Задача:

-Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности.

Беседа

Поощрение

-Ребята, вам понравилось помогать сегодня зверятам из волшебного леса?

-А как мы им помогали?

-А во что играли со зверятами?

-Что вам больше всего понравилось делать?

-Ребята вы сегодня большие молодцы! Вы так дружно помогали зверятам из сказочного леса.

Дети делятся впечатлениями, вступают в диалог.

Дети анализируют процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулируют вывод.

4. Открытость

Задача:

-Смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа

Поощрение

Педагог подносит игрушку зайца к уху.

-Ребята, зайка сказал, что он решил вам подарить раскраски с животными, но не простые, а волшебные. У каждого животного должна быть своя история. Я положу раскраски в центр творчества. Вы сможете их раскрасить, когда захотите. А когда раскрасите, обязательно придумайте какую-нибудь маленькую историю или рассказ про этого животного и расскажите мне.

Дети слушают педагога.

Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения, заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять...

Особенности формирования грамматического стоя речи у дошкольников.

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Занятие по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Занятие по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...