Конспект Весна. Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юличка Александровна

1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna_pereletnye_ptitsy.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Весна. Перелетные птицы».

Задачи:

1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).

2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже.

3. Составлять описательный рассказ о весне.

4. Развивать элементы логического мышления.

5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)

Воспитатель: - Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)

Основная часть.

Беседа.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

- Давайте вспомним приметы весны. Смотрите на картинку, она вам будет в помощь.

(Примерные ответы детей.)

-Весной солнце не только светит, но и греет.

-Весной появляются проталинки.

-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.

-Весной с крыш домов свисают сосульки.

-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

-Весной появляются первые цветы (подснежники).

-Весной просыпается медведь после зимней спячки.

-Весной с тёплых стран прилетают птицы.

Воспитатель: вот такие чудеса происходят весной.

-Что вы слышите? (Голоса птиц.)

2. Сообщение темы

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня поговорим о птицах весной. (Дети сидят)

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.) Рассматриваем картинки с изображением птиц и проговариваем названия.

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие) Рассматриваем картинки с изображением птиц и проговариваем названия.

- А как называется, когда птиц много? (Стая)

- Что общее есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Отгадай загадки»

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит со свёртком ... (Аист)

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Не ворона, не синица —

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру. Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

Голубь, снегирь, свиристель, утка

Цапля, соловей, свиристель, утка

Ворона, лебедь, скворец, аист

Сорока, воробей, дятел, ласточка

Ворона, сова, скворец, синица

Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд» - игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд - (показывают друг на друга)

У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)

Мы два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются)

Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.

Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)

Ребята, посмотрите на картинки, из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев, сухой травы)

-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)

-А где птицы стоят свои гнёзда?

(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)

А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)

-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)

Воспитатель: - Как называются птенцы?

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Воспитатель: - Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем же питаются птицы?

(Птицы питаются насекомыми, гусеницами, личинками, червяками.)

-Молодцы!

- Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.

Воспитатель: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по картинкам –символам).

Дети: - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

- Нельзя шуметь в лесу;

- Нельзя забирать птиц домой;

- Нельзя ловить и убивать птиц;

- Нельзя разорять птичьи гнёзда;

- Нельзя брать птенцов из гнезда;

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Заключение: Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (О птицах)

Какие птицы бывают? (Зимующие и перелетные).

Почему их так называют? (Одни зимуют, а другие улетают в теплые края).

На сегодня наше занятие закончилось. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...

Презентация в дополнение к конспекту "Весна. Перелетные птицы"

Травка зеленеет,Солнышко блестит,Ласточка с весноюВ сени к нам летит.С нею солнце крашеИ весна милей…Прощебечь с дорогиНам привет скорей.Дам тебе я зерен,А ты песню спой,Что из стран далекихПри...