Проект по развитию речи в младшей группе "Раз словечко, два словечко"
проект по развитию речи (младшая группа)

Старыгина Мария Николаевна

Проект по развитию речи в младшей группе "Раз словечко, два словечко"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

ПРОЕКТ по развитию речи

 во второй младшей группе «Рябинка»

 «Развиваем речь играя»

Руководители проекта:

воспитатели Старыгина М.Н.,

Игумнова А.В.

Камчатский край

с. Мильково

2024 год

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Срок реализации: 2 месяца (январь – февраль).

Тип проекта: среднесрочный.

Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Взаимодействие с родителями:

  • Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок»;
  • Консультации «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка» и др.;
  • Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
  • Круглый стол «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
  • Конкурс «Речецветик».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный этап.

  • Подборка и изучение методической литературы по теме;
  • Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
  • Разработка перспективного плана работы;
  • Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
  • Создание «Центра развития речи» в группе;

II этап. Этап реализации проекта.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта

ООД

Образовательная область

Тема образовательной деятельности

Цель образовательной деятельности

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 «Русские народные потешки» (чтение и заучивание)

Познакомить с жанром песенки и потешки. Закреплять правильное произношение звуков и - ы. Упражнять в произнесении чистоговорок с этими звуками.

 «Чтение рассказа В. Осеева «Волшебная кисточка»

Формировать умение у детей внимательно слушать произведение,  эмоционально откликаться на содержание, передавая побудительную и вопросительную интонацию. Развивать лексику, совершенствовать диалогическую речь.

 «Заучивание стихотворения А.А. Блока «Зайка»

Формировать умение у детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

Развивать умение подбирать определение заданному слову. Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.

ПОЗНАВТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  

«Моя семья»

Формировать представление детей о семье, формировать умение называть членов семьи. Воспитывать любовь к своей семье. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.

«Веселая семейка»

Продолжать формировать представление о семье, членах семьи, их отношениях.  Формировать представления о семье, своем месте в ней. Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.

«Урок дружбы»

Формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу. Развивать словарь детей, связную речь.

«Семейные ценности»

Развивать представление о семье и семейных ценностях, родственных отношениях.  Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.

В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Дудочка», «Киска пьет молоко», «Пыхтелки», «Зверек», «Мишка вытягивает губы», «Зайчик», «Подуем на горячий чай», «Очень вкусно», «Откусим пирожок», «Птенчик», «Пила», «Топор», «Молоко», «Погреем руки», «Рычание». «Вой», «Трубочка», «Улыбка», «Белка грызет орешки», «Конфетка», «Самовар», «Ветерок», «Индюк», «Теленок пьет молоко»,

Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

БЕСЕБЫ

«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Моя малая Родина», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина», «Моя любимая книга», «Мой любимый герой мультфильма», «Профессии», «Осень в гости к нам пришла»,

Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

 

ПОДВИЖНЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

«Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».

Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Настольный театр «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: совершенствование умений детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».

Цель: развитие связной речи детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Водители», «Строители» и т. д.

Цель: обогащение и активизация словаря детей, развитие диалогической речи.

Чтение художественной литературы

Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили-бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок».

Стихи: К. Чуковский «Краденое солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Цель: знакомство детей с новыми произведениями, повторение полюбившихся старых; обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, побуждение отвечать на вопросы педагога предложениями.

Наблюдения на прогулках:

  • за живой и неживой природой,
  • ближайшими строениями,
  • деятельностью детей,
  • трудом людей.

Цель: обогащение и активизация словаря, развитие умений отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями.

1.  Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;

2. Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;

3. Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;

4. Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

5. Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой»;

6. Участие родителей в конкурс «Речецветик».

        

III этап. Заключительный этап.

  • Подведение итогов проекта «Раз – словечко, два – словечко»;
  • Театрализация детьми русской народной сказки «Теремок»;
  • Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
  • Подведение итогов конкурса «Речецветик»;
  • Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
  • Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко».

Список используемой литературы:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;

4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.

5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2009 г.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;

7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;

8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи во второй младшей группе «Раз - словечко, два - словечко...».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14992644","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем р...

Презентация к проекту по развитию речи в младшей группе «РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО...»

Развитие речи младших дошкольников по средствам дидактических игр.Группа: вторая младшая.Воспитатель: Глухова Г.А.Тип проекта: краткосрочный, познавательно-речевой.Сроки реализации: 1 месяц (март)Учас...

ОТЧЁТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА по развитию речи "СЛОВЕЧКО ПЛЮС СЛОВЕЧКО"

Отчет подготовительного этапа проекта «По развитию речи:                ...

Проект по развитию речи "Раз словечко, два словечко"

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. В...

Педагогический проект по развитию речи в 1 младшей группе «Раз – словечко, два – словечко…»

Проект направлен на развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора....