Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по развитию речи

Котова Анастасия Алексеевна

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

 «Как лесные звери готовятся к зиме»

Образовательная областьпознавательное развитие

Возрастная группа: 6-7 лет

Образовательные задачи:

-формировать представления детей о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

- развивать интерес к закономерностям в живой природе;

- развивать речь, логическое мышление, память;

- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;

- воспитывать бережное отношение к зверям своей местности в осенний период;

- воспитывать коммуникативные способности детей.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: игрушечный зайчик; картинки

«Лесные жители»; ноутбук; модель маскировки (силуэт белочки, зайчика).

Раздаточный: карточки с игровым заданием «Кто где спрятался?»; для проведения опыта: листы белой бумаги, желтый карандаш, красный прозрачный пластик.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

 «Как лесные звери готовятся к зиме»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 6-7 лет

Образовательные задачи:

-формировать представления детей о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

  • развивать интерес к закономерностям в живой природе;
  • развивать речь, логическое мышление, память;
  • развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;
  • воспитывать бережное отношение к зверям своей местности в осенний период;
  • воспитывать коммуникативные способности детей.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: игрушечный зайчик; картинки

«Лесные жители»; ноутбук; модель маскировки (силуэт белочки, зайчика).

Раздаточный: карточки с игровым заданием «Кто где спрятался?»; для проведения опыта: листы белой бумаги, желтый карандаш, красный прозрачный пластик.

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

  1. мотивировать        детей        на        включение        в        познавательную деятельность;
  2. развивать эмоциональную отзывчивость.

Беседа «Магазин игрушек»

Логопед собирает детей около себя.

  • Любите ли вы ходить в магазин?
  • Какой магазин вам нравиться?

Какие игрушки Логопед сообщает детям, что он тоже любит заходить в магазин игрушек. И вот что произошло (рассказывает): - Я вчера была в магазине, и мне понравился вот этот зайчик. И знаете, что он мне рассказал? Зайке стало скучно жить в магазине на полке и он решил уйти жить в настоящий лес. Но приближается зима и он не знает, как готовятся звери к зиме. И просит нас помочь ему.

  • Хотите помочь зайчику?
  • вы видели?
  •  Сможете?

  1. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

  1. уточнить и актуализировать знания детей о жизни зверей в лесу в период подготовки к зиме, об особенностях их внешнего вида, условиях их жизни;
  2. развивать описательную речь, развивать умение отвечать на вопросы.

Дети располагаются на стульчиках у экрана. Беседа логопеда с детьми сопровождается показом слайдов презентации на тему:

«Лесные жители».

  • Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там занимается лесной «народ». Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших зверей.
  • Отгадайте загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной, Иголок очень много,

А нитки не одной?        (Ежик).

Логопед спрашивает детей:

  • Кто хочет рассказать о том, как ежик готовиться к зиме.
  • Где устраивает свое жилище на зиму? (Свое жилище ежик приготовил под кучей листьев и хвороста. Он выслал его травой и листьями.)
  • Как приспосабливается к зиме? (с наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)
  • Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Барсук, медведь.)
  • Правильно, ребята. Барсук за осень так отъедается.

Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит

усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постелька должна быть мягкой – ведь до весны спать несколько месяцев.

  • Отгадайте загадку:        Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной, А когда придет весна,

Просыпается ото сна.        (Медведь.

  • Как готовится к зиме медведь? (Готовит себе уютную берлогу.)
  • Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, утепляет берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель делает себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз – они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце. Свернется калачиком и уснет до весны.
  • Ребята, послушайте загадку:

Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу.        (Белочка.)

  • Кто хочет рассказать о том, как белочка готовиться к зиме.
  • Какие запасы делает белочка на зиму? (Сушит грибы, собирает шишки, орешки, желуди.)
  • Где устраивает свое гнездо? (в дупле.)
  • Что защищает от холода? (Теплая шубка.)
  • Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?

  • Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
  • Какие это звери? (Волк, лиса, заяц, лось, кабан и др.)
  • Молодцы, ребята! А кто хочет рассказать о лосе.
  • Какой корм добывает лось в зимнее время?
  • Что ему в этом помогает?
  • Как лось защищается от врагов?

  • Вот еще загадка: кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?

(Волк.)

  • Кто расскажет нам о волке?
  • Чем питается волк?
  • Какой это зверь? (Хищник.)
  • Как называется жилище волка? (Волчье логово.)
  • Послушайте загадку: Хвост пушистый,

Мех золотистый, В лесу живет

В деревне кур крадет? (Лиса.)

  • Что вы знаете о лисе, расскажите .
  • К какой группе животных относиться лиса? (Хищница.)
  • Как называется жилище лисы?
  • Чем питается лиса?

  • Вот еще загадка:        Через поле напрямик,

Скачет белый воротник.

  • Кто хочет рассказать о том, как живет заяц в лесу.
  • Чем питается заяц зимой?
  • Что помогает ему выдержать холода?
  • Как он спасается от врагов?
  • Молодцы, ребята! Вы так много знаете о жизни лесных зверей, много рассказали нашему зайчику.

Логопед обращается к игрушечному зайчику: - Ты, зайка, теперь знаешь, как в лесу жить непросто. Все звери леса приспособлены к трудным зимним условиям, готовятся они к зиме заранее.

  • Ребята, а что надо иметь зайцу, чтобы выжить в лесу зимой? (Зайцу надо иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски).
  • Для чего ему нужна зимой шубка белой окраски? (Чтобы его не было видно на белом снегу).

Логопед обращается к игрушечному зайчику: - Вот видишь, зайчик, ты совсем не такой. Шерстка у тебя серая, ты не сможешь замаскироваться от волка и лисы. Наверно, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой и заботиться о тебе.

Проводиться физкультминутка.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  1. создать        мотивационную        ситуацию        для        знакомства        детей        с понятием «маскировка»;

  1. сформировать опыт под руководством   логопеда фиксации затруднения и понимания его причины.
  • Ребята, а зайчик спрашивает - как это замаскироваться?
  • Кто-нибудь знает, что значит замаскироваться? (Ответы детей).
  • Замаскироваться это значит спрятаться так, чтобы никто тебя не увидел. А как нам показать маскировку, чтоб зайчик понял? (Ответы детей).
  • Вы можете показать? (Нет).
  • Почему? (Не знаем).
  • А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).

  1. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1)        познакомить детей с понятием «маскировка»;

2)        закрепить    умение     преодолевать     затруднения     способом

«спросить у того, кто знает»;

3)        сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.

Логопед предлагает подойти детей к столу. Логопед демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки, зайца. Прикладывает силуэты зверей то на пестрой, то на белой части модели.

Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).

Логопед предлагает детям нарисовать птичку на белой бумаге желтым карандашом. Дети накрывают картинку красным пластиком.

  • Что мы видим? (птичка исчезла).
  • Почему? Логопед объясняет: как желтая птичка, так и красный пластик отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого.

Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.

Логопед просит детей назвать примеры маскировочной окрас- ки животных (зайчик на снегу, белочка в ветвях дерева, лось среди деревьев).

  • Включение нового знания в систему знаний детей.
  • Дидактические задачи:
  • закрепить понятие «маскировка»;
  • развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Логопед предлагает игру-лабиринт «Кто где спрятался?» (работа детей с карточками). Игрушечный зайчик остается в группе.

  1. Осмысление.

Дидактические задачи:

  1. восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Логопед  собирает около себя детей:

  • Кто у нас был в гостях?
  • Что полезного сделали?
  • Что нового вы узнали? (Мы узнали, что такое «маскировка», как звери маскируются в лесу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в младшей группе Тема «Как звери готовятся к зиме»

Конспект образовательной деятельности в младшей группе Тема  "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему : "Как лесные звери готовятся к зиме."

Данный конспект разработан с целью расширения и обогащения знаний детей о том, как лесные звери готовятся к зиме, активизировать словарь, связно излагать свои мысли, познак5омить детей с нетрадиционны...

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Как лесные звери готовятся к зиме»...