Педагогический проект "Веселые пальчики"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

«Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poputnikova_proekt_po_razvitiyu_rechi_ml_gr.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» Дошкольное отделение

Педагогический проект

«Веселые пальчики»

Тема: «Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность».

Составитель:

Попутникова Мария Григорьевна

Воспитатель I кв.к.

г. Березовский, п. Лосиный

2022 г.

Актуальность

        Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни. На сегодняшний день  проблема развития речи достаточно актуальна.  Благоприятным условием для развития речи младших дошкольников, обогащения их словаря является ИГРА. Знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности. Игра, наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Уже давно ни для кого не секрет, что игры на  развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитые отделы мозга, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, педагоги активизируют у детей сенсорные основы познания. Поэтому очень важно в работе по развитие речи  у ребёнка особое внимание уделять мелкой  моторики.

        Цель проекта: формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность.

Задачи:

  1. Обогатить словарный запас детей.
  2.  Повысить речевую активность.
  3. Улучшить моторику, координацию движений кистей, пальцев рук.
  4.  Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
  6. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии речи детей.

  Паспорт проекта

Продолжительность проекта: сентябрь 2023 – май 2024 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Этапы проекта:

        Организационный:

- Изучение проблемы.

- Планирование работы.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

- Тематическое планирование работы.

- Оформление памяток, буклетов по теме «Особенности речевого развития детей 3-4 лет».

        Практический:

- Работа с детьми (совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа с детьми, организация самостоятельной деятельности с детьми).

- Работа с родителями (привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования, консультации, наглядная информация).

- Работа с педагогами выступления, консультации.

        Итоговый:

- Анализ результатов

- Презентация проекта

Работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений:

1. Пальчиковый игротренинг

• пальчиковые игры, с использованием масасажера «Су Джок»;

• нейрогимнастика.

2. Игры с различными материалами

        • пластилинография;

        • нетрадиционные техники рисования: ладошкой, пальцем;

        • конструирование.

3.  Дидактические игры

        • шнуровки

        • игры с мелкими предметами

        • пазлы, мозаика

        • волшебный мешочек.

                Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Работа по развитию и активизации словарного запаса, повышению речевой активности.

        • дидактические игры на развитие речи;

        • настольные игры;

        • беседы;

        • наблюдения;

        • чтение художественной литературы.

Работа с родителями

        • консультации,

        • беседы

        • родительское собрание

        • участие родителей в обогащении развивающей предметно-пространственной среды.

Предполагаемый результат:

        - Составлена система работы по формированию речевой деятельности детей.

        - Созданы условия, обеспечивающие эффективное использование данной системы.

        - Составлены методические рекомендации родителям по созданию условий проведения дидактических игр и игр на развитие мелкой моторики в домашних условиях, консультации по изготовлению дидактических игр.

        -Изготовлен дидактический материала и дидактические игры.

        - Подобраны картотеки: пальчиковых игр, нейрогимнастики, самоммасажа и т.д.

Перспективный план по формированию речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики и игровую деятельность на 2023-2024 учебный  год в младшей группе №2 «Смешарики».

Месяц

Форма работы

Результат

Сентябрь

Изучение методической литературы

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у

дошкольников».

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников».

Составление плана работы.

Октябрь.

1. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)

2. Упражнение «Капитанское» (нейрогинастика)

3.Игра «Шнуровка».

4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6. «Мухомор — лекарство для животных» (техника: рисование пальчиками).

7.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

8. Пластилинография «Божья коровка», «Витамины в баночке».

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Игры и упражнения для развитии мелкой моторики».

- Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.

Ноябрь  

1. Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)

2. Упражнение «Класс» (нейрогимнастика)

3. «Падают, падают листья…» (техника: рисование пальчиками).

4. Дидактическая игра «РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

5.Конструирование из палочек «Флажок».

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

7. Пластилинография «Украсим кукле платье», «Вышла курочка гулять…».

8. Игра «Застегни-расстегни».

Работа с родителями:

- Буклет «Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

1. «Мальчик-пальчик» (с массажными кольцами)

2. Упражнение «Колечки» (нейрогимнастика)

3. Конструирование из палочек «Елочка»

4. Настольная игра «Собери картинку»

5. «Разноцветные мячи» (техника: рисование пальчиками).

6. Дидактическая игра «ТЕРЕМОК», «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

7. Пластилинография «Ежик», «Тигренок».

8. Игра «Гладкое-шершавое».

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Январь  

1. «Я мячом круги катаю» (с шариком)

2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (нейрогимнастика)

3. Конструирование из палочек «Кораблик»

4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических

фигур.

5. «Бусы для куклы» (техника: рисование пальчиками).

6. Дидактическая игра «ПОРУЧЕНИЯ», «ЛОТО»

7. Пластилинография «Как у котика усы удивительной красы», «Украсим елку шариками».

8. Настольная игра «Собери картинку» по сказкам

Работа с родителями:

- Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой

руки».

Февраль

1. Раз – два – три – четыре – пять, вышли пальцы погулять… (с кольцом)

2. Упражнение «Ладушки» (нейрогимнастика)

3. Конструирование «Башня»

4. Игра «Найди игрушку» (с песком или манкой)

5.  «Осьминожки» (техника: рисование ладошками и пальчиками).

6. Дидактические игры «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», «ПРЯТКИ»

7. Пластилинография «Зернышки для птички»

8. Игра «Сотер»

Работа с родителями:

- Консультация «Роль нейрогимнастики в речевом развитии дошкольников»

Март

1. «Ходит ежик без дорожек» (с шариком)

2. Упражнение «Класс – заяц» (нейрогимнастика)

3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик».

4.Настольные игры «Мозаика».

5. «Стая птичек» (техника: рисование ладошками).

6. Дидактические игры «ПОТЕРЯЛИСЬ», «ДОМИКИ»

7. Пластилинография «Ветка мимозы»

8.Игры с прищепками

Работа с родителями:

- Создание картотеки потешек для работы с детьми для  применения в режимных моментах.

Апрель

1. На поляне, на лужайке, целый день скакали зайки (с шариком).                               2. Упражнение «Попробуй, повтори» (нейрогимнастика)

3. Конструирование из палочек «Ракета»

4. Настольная игра «Собери Бусы»

5. «Поделись улыбкою своею» (техника: рисование ладошками и пальчиками).

6. Дидактические игры «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ…»

7. Пластилинография «Звездное небо»

8. Игра «Вкладыши»

Работа с родителями:

- Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».

Май

1. «Медведи» (с шариком)

2. Упражнение «Резиночки» (нейрогимнастика)

3.Конструирование из палочек «Бабочка», «Рыбка»

4. Настольная игра «Разложи по образцу»

5. «Жили у бабуси» (техника: рисование ладошками).

6. Дидактические игры «ПОЕЗД», «КУРОЧКА – РЯБУШЕЧКА»

7. Пластилинография «Подводное царство», «Гусеница».

8. Настольная мозаика.

Работа с родителями:

Консультация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Педагогическая копилка "Наши пальчики-язычку помощники"

Педагогическая копилка для педагогов, детей и их заботливых родителей по развитию мелкой моторики руки "Наши пальчики-язычку помощники"...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...