Развитие речи детей младшего возраста посредством игр с персонажами-игрушками
проект по развитию речи (младшая группа)

Усольцева Ольга Александровна

Исследование по влиянию игр с персонажами-игрушками или начальной театрализованной деятельности на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование персонажей-игрушек,

как элементов театрализованной деятельности,

для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

«Речь – это даже не диалог,

а ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЬЕСА,

потому что безмолвные слушатели

говорят  одновременно с тобой.

И их надо уметь слушать»

Курт Тухольский.

Условия формирования личного вклада педагога

в развитие образования

Научно-исследовательские условия

Данная разработка основана на изучении теоретических и практических  источников по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором проведена большая работа по подбору и систематизации различных игровых материалов, которые способствуют развитию речи детей младшего возраста. Мониторинговые исследования по данной проблеме проведены на основе диагностики развития речи детей младшего возраста  Верещагиной Н.В.

Методические условия

Обучение строится на основе использования личностно-ориентированного подхода  к воспитанникам. В работе по развитию речи широко используются: разыгрывание театральных сценок, слушание аудиозаписей народных сказок в исполнении мастеров слова, инсценирование сказок по ролям, разучивание коротких стихотворений, работа с карточками Домана, картотека пальчиковых игр, картотека по артикуляционной гимнастике, игры на развитие фонематического слуха.   А так же организация мобильной, трансформируемой, развивающей предметно пространственной среды в группе. Уголок по развитию речи содержит: детские книги в соответствии с возрастом воспитанников, сюжетные картинки, альбомы по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», дидактические игры на группировку, классификацию и сериацию,  пособия для развития дыхания (султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; и т.д.), материал по звукоподражанию  (шумовые инструменты, звуковые коробочки , детские музыкальные инструменты), пальчиковые игры и пособия по мелкой моторике.  Совместная поисково-творческая деятельность всех участников образовательного процесса, включая родителей,  способствует развитию речи воспитанников.

Актуальность исследования

В соответствиями с требованиями ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного детства приобретает следующие умения и навыки: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

        Мои наблюдения за дошкольниками привели к убеждению,  что большинство детей 3-х лет имеют задержки в развитии речи. Необходима  система, позволяющая добиться положительных  результатов в работе по данной проблеме.

        Принято решение изучить теорию вопроса, определить средства, формы и методы развития речи детей. Ведущим направлением были выбраны игры с персонажами – игрушками или начальная театрализованная деятельность, которая является неисчерпаемым источником развития чувств и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка.

        Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, сотворение образа самыми доступными для ребенка способами - движение, мимика, интонация, жесты, она является огромным стимулом для развития и совершенствования речи в ненавязчивой форме. Литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что развитию тетрализованной деятельности и в частности играми с персонажами-игрушками  уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды.

По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. 

Цель: 

Развитие активной речи детей младшего возраста посредством игр с персонажами-игрушками.

Задачи:

1. Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и

времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций,

упражнений актерского тренинга; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

5. Пополнить игровой центр персонажами-игрушками, а также книгами сказок, иллюстрациями к русским народным и авторским сказкам.

6. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.

7. Привлечь родителей к работе по проекту, вести просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей.

Использование игрушек-персонажей, как элементов театрализованной деятельности, будет способствовать речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

I этап - организационно-подготовительный

  •  Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
  • Диагностика уровня речевого развития детей на начальном этапе работы.
  • Планирование и построение системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уровень сформированности речи детей

на начальном этапе работы

II этап – практический.

1. Выбор  технологий и методик, использование передового педагогического опыта в работе с детьми по речевому развитию посредством элементов театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать  речевую и театрализованную среду в группе.

3. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.

4. Разработать перспективное планирование  по речевому развитию  на основе включения театрализованных игр и элементов театрализованной деятельности.

5. Привлечь родителей к работе по проекту, вести просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей.

Методические приемы организации образовательной деятельности

Наглядные

рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, фотографий, использование ИКТ, рассматривание  кукол в музее «Бабушкина кукла»

Словесные

ситуативные беседы, чтение, рассказывание взрослым, прослушивание произведений в грамзаписи

Игровые

игры-имитации, игры-импровизации, инсценировки

Практические

игровые упражнения, элементарные театрализованные этюды, наглядно-действенный показ образов животных, упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике)

Разыгрывание сказки «Теремок» с участием родителей.

III этап – обобщающий.

 

  • Обобщение данных о результативности проделанной работы по развитию речи у детей младшей группы при использовании игр с персонажами-игрушками.
  • Оценка уровня развития речи на конец учебного года.
  • Определение перспектив работы по развитию речи у детей младшей группы при использовании игр с персонажами-игрушками.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

и степень его новизны

  • Модернизирована развивающая предметно-пространственная среда (игрушки для разных видов театра - пальчикового, персонажи из дерева, магнитная доска с персонажами; маски-шапочки; настольно-печатные игры).
  • Пополнена картотека методической литературы.
  • Подобрана картотека театрализованных игр для работы с детьми.
  • Центр «Речевое развитие» пополнен книгами сказок, иллюстрациями к русским народным и авторским сказкам.
  • Полученным педагогическим опытом поделилась через интернет - сайт с коллегами.

Уровень сформированности речи детей

на завершающем этапе работы

Результативность профессиональной педагогической

деятельности и достигнутые эффекты

На конец учебного года, при повторной диагностике детей, отмечается положительная динамика уровня развития речи, выраженный в совершенствовании грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи. Прирост показателей диагностик составил от 10 до 20%;

        У детей обогатился словарный запас, они стали более выразительны в речи, повысился уровень коммуникативных навыков, дети более свободно общаются со взрослыми и сверстниками.

        Стеснительные и зажатые в плане мимики и движений дети стали более эмоциональными и раскованными при общении, при работе в команде или в парах отмечено появление яркого и живого отклика детей на партнера;

        Выявлено совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей , а также повысился уровень познавательного интереса.

        Пополнен игровой центр персонажами-игрушками, а также книгами сказок, иллюстрациями к русским народным и авторским сказкам.

        Создана картотека театрализованных игр для применения в работе с детьми.

        Родители вовлечены в деятельность по проекту, проведена просветительская работа о значении театрализованных игр для развития речи детей.

        Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В перспективе планирую продолжать вовлекать детей в театрализованную деятельность и расширить репертуар сказками:  «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса».

Литература:

1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.

2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 144 с.

3. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :Мозаика- Синтез, 2015.
4. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

5. Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни. // Дошкольное воспитание № 6, 2001. - с. 12-19.

6. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.

7. Популярная психология для родителей. Под ред. Бодалева А. А. - М. : Педагогика, 2000. - 256с.

8. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
9. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.
10. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» №9, 1999г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.

Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»...

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Развитие речи детей младшего возраста посредством игры в кинетический песок.

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма...