Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»
проект (младшая группа)

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего возраста посредством игр-драматизаций»

Актуальность

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Но особую актуальность приобретает проблема развития речи. Одним из самых эффективных средств развития речи ребенка-дошкольника является театр и театрализованная деятельность. Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя обыгрывание  песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.

Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель проекта:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.

Задачи проекта:

1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки.

2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки, песенки сказки с использованием игрушек, плоскостных фигур, шапочек-масок.

3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказках, потешках; развивать умение вести диалог; обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи.

4. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать сказки, потешки.

5. Знакомить детей с приёмами кукловождения, театра картинок, пальчикового театра.

6. Поддерживать стремление детей использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Участники проекта:

• воспитатели,

• дети группы,

• родители воспитанников.

Методы:

1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

2. Практические:

- выразительное чтение или рассказывание;

- беседа по литературным произведениям;

- творческие задания;

- применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, различных видов театра.

 - работа с родителями.

Обеспечение

Методическое:

1. Артёмова Л. В., Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991.-127 с.

2. Доронова Т. Н., Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова, - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.

3. Зацепина М. Б., развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С., Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12).

5. Смирнова Е. А., система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс»; 2013. – 144 с.

6. Русские народные сказки.

Материально – техническое:

1. Аудиозаписи.

2. Разные виды театра.

3. Художественная литература.

4. Картинки и иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам.

5. Декорации, костюмы к спектаклю.

Этапы проекта

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- определение методов работы;

- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы.

- создание картотеки по играм – драматизациям.

Перспективный план

Сроки

Форма

Содержание деятельности

Ноябрь

Выставка книг

Русские народные сказки, сборники песенок, потешек, стихов.

Чтение, рассказывание

-Потешки «Кисонька - мурысонька»

«Кошки-мышки»

-Русская народная сказка «Репка»

Драматизация детьми

Обыгрывание потешек «Кисонька-мурысонька»

-«Кошки-мышки» с помощью игрушек

- Настольный театр на прищепках «Репка»

Игры

Баба сеяла горох

Физическое развитие.

-Физкультминутка «Щеночек»

-Бег по кругу друг за другом

Художественное

 творчество.

Лепка репки

Декабрь

Беседы

Беседа о театре

Чтение

-Песенка «Алёнка - Малёнка»

-Русская народная сказка «Маша и медведь»

Драматизация детьми

-Бессловесная игра-импровизация с

 одним персонажем по тексту песенки

«Алёнка Малёнка», который читает воспитатель

-Настольный театр «Маша и медведь»

Игры

-Сюжетно-ролевая игра «Я иду в театр»

-Подвижная игра с текстом

«Медвежата в чаще жили»

Художественное

творчество

Лепка на тему:

«Поможем Маше налепить пирожков»

Январь

Чтение

Русская народная сказка «Три медведя»

Драматизация детьми

Настольный театр «Три медведя»

Беседа

Беседа о героях сказки «Три медведя»

Игры

-Пальчиковая игра «Семья»

-Подвижная игра с текстом

«У медведя дом большой»

-Дидактическая игра

«Грибочки» (маленький, средний, большой)

-Игры с кубиками

 «Построй кровати трём медведям»

Февраль

Чтение, рассказывание

-Потешки «Козонька рогатая»,

«Гуси, гуси га-га-га».

-Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Драматизация детьми

-Обыгрывание потешек «Козонька рогатая»

«Гуси, гуси га-га-га» с помощью масок

- Настольный театр деревянный

 «Волк и семеро козлят»

Игры

-Пальчиковая игра «В домике сидит волчок»

-Хороводная игра «Огуречик»

Художественное

творчество

Рисование на тему «Травка для козы»

Март

Чтение, рассказывание

-Русская народная сказка «Теремок»

Сказка «Сказка про паучка»

Драматизация детьми

-Обыгрывание потешек «Тень – тень - потетень»

«У кошки котёнок…» с помощью масок

- Пальчиковый театр «Теремок»

- Подготовка к драматизации сказки

«Сказка про паучка»

Игры

-Игра- имитация «Изобрази животное»

Игры в конструктор «Лего» - «Построй теремок»

Апрель

Чтение, рассказывание

-Прибаутки «Кошкин дом»,

«В полосатенькой дохе едет кот на петухе»

-Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Драматизация детьми

- Обыгрывание потешек «Кошкин дом»,

«В полосатенькой дохе едет кот на петухе»

с помощью игрушек.

- Театр картинок «Заюшкина избушка»

- Подготовка к драматизации сказки

«Сказка про паучка»

Игры

- Игра «Рифмованные сказочные выражения»

Художественное

 творчество

Аппликация

«Приклеим солнышку лучики»

Май

Чтение, рассказывание

- Потешка «Хозяюшка», «Тень – тень - потетень»

«У кошки котёнок».

Драматизация детьми

- Обыгрывание потешки «Хозяюшка»

с помощью масок.

- Драматизация сказки «Сказка про паучка»

Игры

Хороводная игра «Бабушка Маланья».

Игра «Хор животных»

Художественное

творчество

Аппликация

«Украсим фартук хозяюшке»

Пути реализации проекта:

• Пополнение содержания микроцентра «Книжный уголок» иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

• Изготовление и приобретение атрибутов и оборудования для постановок.

Содержание работы с детьми:

• Чтение русских народных сказок, прослушивание в аудиозаписи.

• Беседы о героях сказки.

• Ролевые диалоги героев сказок.

• Рисование детьми по сказке.

• Разучивание русских народных потешек, песенок, прибауток, их инсценирование.

• Рассматривание иллюстраций.

Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей.

• Драматизация сказки «Сказка про паучка».

Содержание работы с родителями:

• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

• Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка»

• Наглядная информация для родителей папка «Театр для всех», с описанием истории театра, его видами.

• Чтение сказок с детьми.

• Помощь в пополнении микроцентра «Книжный уголок» русскими народными сказками, в изготовлении атрибутов для театрализации.

II. Этап – Исследовательский

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

III. Этап – Обобщающий

- подведение итогов, анализ ожидаемого;

- обобщение собранных текстовых, аудио-, видео-, фотоматериалов;

- оформление папки «Театр для всех», с описанием истории театра, его видами;

- итоговое развлечение с родителями: драматизация сказки «Сказка про паучка»;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- составление рекомендаций.

Итоги. Выводы

«СКАЗКА ПРО ПАУЧКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

В настоящее время очень актуальна и значима проектная деятельность с детьми Я представляю проект с детьми раннего возраста и их родителями. Этот проект продемонстрировал огромную значимость дидактичес...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...