ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Куриневская Светлана Германовна

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

ЧТО МЫ ВИДИМ НА КАРТИНЕ?

Дидактическая задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картинку; учить дополнять простые нераспространенные предложения.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «В детском саду», «Школа», «Летом в лесу», «Уборка урожая».

Содержание. Учитель показывает детям картинку и составляет по ней простое нераспространенное предложение, например:Алеся идет. Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней одно-два слова, например: Алеся идет в школу. Следующий участник добавляет еще слова к этому предложению: Алеся идет в школу с портфелем и т, д. Выигрывает тот, кто придумает и произнесет правильно самое длинное предложение.

Когда дети овладеют правилом игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

 

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дидактическая задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причинные связи между явлениями.

Содержание. Учитель начинает предложение, а дети должны закончить его. Например: Максим утром...

Вариант. Усложнение игры - дополнение фразы до сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Например: Ира надела теплую шубу, потому что... или Женя играет в мяч, а Игорь... .

 

КТО ДОГАДАЛСЯ?

Дидактическая задача: составлять предложения со значением противопоставления; воспитывать умение доказывать правильность своих суждений.

Оборудование: таблицы слов.

Содержание. На доске или таблицах написаны пары слов, например: снег уголь; мед лук; подберезовикмухомор; лошадь тигр. Дети читают слова, затем выбирают пару слов и составляют с ними предложения со значением противопоставления. Например: Снег белый, а уголь черный и т. д.

 

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО-ДРУГОМУ

Дидактическая задача: упражнять в синонимической замене предложений разного типа.

Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.

Содержание. Учитель показывает детям картинку, ребята с одной парты составляют по картинке разные предложения, например: Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь или На улице идет дождь, и мама взяла зонтЗа хороший ответ дети получают игрушки, которые в конце игры подсчитываются.

 

ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?

Дидактическая задача: учить выбирать из художественных произведений законченные предложения; развивать память детей.

Оборудование: книжки для чтения.

Содержание. Учитель произносит предложение из знакомого детям прозаического или стихотворного текста, а дети называют произведение, откуда взято предложение. Далее дети сами проговаривают предложения из стихов и сказок, потешек и загадок, получая в награду книги для чтения.

 

УШЕЛ ОЛЕНЬ С ОЛЕНЕНКОМ

Дидактическая задача: учить употреблять в речи существительные в творительном падеже; упражнять в умении правильно строить предложение.

Оборудование: звездочки.

Содержание. Учитель рассказывает о том, что на праздник собрались животные со своими детенышами. Когда наступил вечер, они стали расходиться. Первым ушел олень с олененком. Кто ушел за ними? Дети придумывают предложения: Следом ушел зубр с зубренком и т. д. Ребенок, после которого никто ничего не придумает, получает в награду звездочку.

Вариант. На день рождения к Тане пришли ее друзья: Ира пришла с Колей, Петрусь с Тарасом и т. д.

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Дидактическая задача: составлять слова из определенного количества слогов; упражнять в правильном построении предложений.

Оборудование: индивидуальные кассы букв, песочные часы.

Содержание. По команде дети должны за определенное время выложить из букв слова, состоящие из одного, двух, трех слогов. Слова должны быть проанализированы и прочитаны на предыдущих занятиях. С выложенными словами дети придумывают предложения.

 

ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ САМ

Дидактическая задача: закреплять навык составления предложений, обращая внимание на сочетание слов в предложении.

Оборудование: фишки.

Содержание. Учитель предлагает детям придумать предложение из определенного количества слов. Тот, кто первый выполнил задание, получает фишку.

Вариант. Учитель называет два-три слова, дети составляют из них предложения. Выигрывает ряд, у которого больше фишек.

 

ЧТО МЫ СПРЯТАЛИ?

Дидактическая задача: составлять предложения на определенную тему.

Оборудование: разные предметы, игрушки.

Содержание. Игра проводится по рядам. У каждого ребенка под бумажным колпачком, в мешочке или конверте лежит небольшой предмет. Дети должны быстро составить предложение о своем предмете и по сигналу учителя сказать его. При повторении игры предметы под колпачком должны быть заменены (дети закрывают глаза, а учитель и двое детей быстро меняют игрушки у нескольких ребят).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические игры и упражнения МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Четвертый год жизни — важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Следовательно...

Грамматические игры и упражнения

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплекс грамматических игр и упражнений для младшего дошкольного возраста....

Грамматические игры и упражнения

Развитие грамматического строя речи...

Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников

Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....

Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»

Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....