Главные вкладки

    Грамматические игры и упражнения
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Развитие грамматического строя речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_na_i_etape.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГР - 1. Формирование согласования существительных и глаголов в числе.

    Сравни пары сюжетных картинок и правильно поставь вопрос:

    Что делает?              Что делают?

    мальчик идет            мальчики идут

    мальчик бежит           . . . . . . . . . . . .

    девочка стоит             . . . . . . . . . . . .

    мальчик спит              . . . . . . . . . . . .

    девочка поет               . . . . . . . . . . . .

    ГР - 2. Игра в мяч «Подбери слово». (Согласование существительных с глаголами в числе.)

    Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок должен подобрать соответствующее существительное или глагол:

    крякают … (утки)                                мычит … (корова)

    чирикают … (воробьи)                       мяукает … (кошка)

    змея … (ползет)                                   лошади … (бегут)

    дерево … (растет)                                ветры … (дуют)

    летят … (птицы)                                   волк …

    плывут …                                              солнце …

    ГР - 3. Игра «Мой, моя, мое, мои». (Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

    Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой шарф, мой портфель, мой пенал, мой стакан), «это моя» (моя кукла, моя сумка, моя тетрадь), «это мое» (мое пальто, мое платье, мое дерево), «это мои» (мои вещи, мои тетради, мои игрушки).

    ГР - 4. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с прилагательными и существительными.

    Мой голубой флажок. Я дарю свой голубой флажок  Мише.

    Мое зеленое платье. Я дарю свое зеленое платье Маше.

    Моя красная куртка. Я дарю свою красную куртку Насте.

    Мои зеленые кусты. Я дарю свои зеленые кусты Коле.

    ГР - 5. Игра «Один начинает, другой продолжает». (Закрепление согласования существительных и прилагательных в роде и числе по теме «Зима».)

    Зима … (белый, длинная, холодная, морозная, студеная, вьюжная, ранняя).

    Снег … (белый, пушистый, искристый, холодный, мокрый, серебристый).

    Ветер … (сильный, порывистый, морозный, резкий, ураганный).

    Солнце … (тусклое, неяркое).

    Деревья …(голые, скучные, темные).

    Дни … (короткие, темные, сумрачные).

    ГР - 6. Игра «Пароль». (Закрепление  согласования существительных и прилагательных).

    На доске выставлены картинки: зеленый куст, красное солнце, черные варежки, синяя юбка. Дети должны найти ту картинку, которой соответствуют, например, слова «она моя».

    ГР - 7. Игра «Магазин». (Закрепление согласования прилагательных и существительных).

    - Что у вас есть из меха? – меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы.

    -  Что у вас есть из кожи, из дерева,  из стекла, из пластмассы, из шерсти?

    ГР - 8. Вопросы - загадки. (Согласование прилагательных и существительных.)

    - Голубое, кружевное, нарядное – это платье или кофта?

    - Шерстяная, вязаная, красная, это шарф или шапка?

    ГР - 9. Игра с мячом «Какой это предмет?» (Закрепление согласования прилагательных и существительных.)

    Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч.

    Длинная – веревка, шуба, колбаса, нитка, речка, улица, резинка.

    Длинный – шнурок, поезд, карандаш, день, переулок.

    Красная – лента,  звезда, рубашка, шапка.

    Красный – мак, цветок, шарик.

    Красное – солнце, яблоко.

    ГР - 10. Игра «Назови ласково». (Закрепление согласования прилагательных и существительных, образования уменьшительных форм прилагательных.)

    Снег белый, а зайчик зимой (беленький).

    Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).

    Летом ствол сосны рыжий, а белочка (рыженькая).

    Летом трава зеленая, а кузнечик (зелененький).  

    Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).

    Морковь вкусная, а морковка (вкусненькая).

    ГР - 11. Игра «Вчера, сегодня, завтра». (Закрепление употребления глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени).

    Вчера                            Сегодня                  Завтра

    я рисовал                       я рисую                     я буду рисовать

    я учил                            я учу                          я буду учить

    я гулял                           я гуляю                     я буду гулять

    ГР - 12. Игра «Переводчик». (Закрепление употребления глаголов в неопределенной форме.)

    Дети по очереди называют действия (спать, гулять, сидеть, играть, читать, писать, кушать, пить, лежать, мыть, рисовать, петь,  лепить, прыгать, убирать), а «переводчик» рассказывает, кто что хочет делать (например, Миша хочет спать).

    ГР - 13. Игра «Угадай, о ком идет речь?» (Определение рода существительного по форме глагола прошедшего времени).

    На доске 2 картинки с изображением мальчика и девочки. Зовут детей, изображенных на картинках,  одинаково – Женя. «Покажите, о ком идет речь – о мальчике или о девочке?» - начинает логопед. Дети показывают. Затем составляют предложения.

    Женя шел.              Женя шла.

    Женя упал.             Женя упала.

    Женя заплакал.      Женя заплакала.

    ГР - 14. Игра «Кто подберет больше слов?» (Закрепление формы винительного падежа.)

    Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы и картинки.

    - Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, туфли).

    - Что можно связать

    ГР - 15. Игра «Охотник и пастух» (Закрепление формы винительного падежа по теме «Дикие и домашние животные»).

    На доске картинки: с одной стороны – «охотник» и «пастух», с другой – изображения диких и домашних животных.

    - Кто изображен на картинке слева? (Пастух, охотник).

    - Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных).

    - Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных).

    - Кого пасет пастух? (корову или коров, лошадь или лошадей, козу или коз и т.д.)

    - На кого охотится охотник? (На волка или волков, на зайца или на зайцев и т.д.)

    ГР - 16. Игра «Кому что дадим?» (Закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные»).

    Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Дети отвечают на вопрос «Кому что дадим?» и подбирают соответствующие картинки.

    Сено дадим корове, лошади.                       Грибы дадим белке.

    Яблоко дадим ежу.                                       Мед дадим медведю.

    Молоко дадим кошке.                                  Косточку дадим собаке.

    Овощи дадим свинье.                                   Малину дадим медведю.

    ГР - 17. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?» (Закрепление формы дательного падежа существительных).

    На доске в два ряда расставлены картинки: люди без предметов и недостающие предметы. Логопед показывает предмет и предлагает детям назвать, кому нужен этот предмет:

    указка – учителю                                   термометр – врачу

    шприц – медсестре                                удочка – рыболову

    весы – продавцу                                     кисть – художнику

    ружье – охотнику                                   ножницы - парикмахеру

    ГР - 18. Игра «За чем пришел?» (Закрепление формы творительного падежа по теме «Цветы»).

    На доске картинки с изображением цветов. Дети – покупатели пришли в цветочный магазин:

    - Я пришел за розой (за розами).

    - Я пришел за ромашкой (за ромашками).

    И т.д.

    ГР - 19. Игра «Кто кем работает» (Закрепление формы творительного падежа существительных).

    парикмахер – ножницами                         плотник – топором

    лесоруб – пилой                                         маляр – кистью

    дворник – метлой                                       садовник - лопатой

    ГР - 20. Добавление слова к глаголу в ответе на вопрос «Чем можно…?» (Закрепление формы творительного падежа).

    писать – ручкой                                          рисовать – карандашом, красками

    красить – кисточкой                                   пилить – пилой

    рубить – топором                                        мести – метлой

    копать – лопатой                                         причесываться – расческой

    умываться – мылом                                     вытираться - полотенцем

    ГР - 21. Игра «Из чего сварить компот?», «Из чего сварить борщ?» (Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Овощи, фрукты»).

    На доске картинки с изображением фруктов и овощей. Дети называют картинки и составляют предложения.

    - Я сварю компот из яблок (груш, персиков, абрикосов, слив, апельсинов и т.д.).

    - Я сварю борщ из свеклы (моркови, картофеля, лука, фасоли и т.д.).

    ГР - 22. Игра «Что без чего?» (Закрепление формы родительного падежа).

    На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?».

    Стол без ножки.                                         Стул без спинки.

    Кастрюля без ручки.                                  Платье без рукава.

    Кофта без пуговиц.                                    Машина без колеса.

    Шуба без воротника.                                 Чайник без носика.

    Расческа без зубьев.                                   Ботинки без шнурков.

    ГР - 23. Игра «Кто где живет?» (Закрепление формы предложного падежа существительных).

    Лиса живет в норе.                                   Медведь живет в берлоге.

    Волк живет в логове.                                Коровы живут в коровнике.

    Свиньи живут в свинарнике.                    Белка живет в дупле.

    Ежик живет в гнезде.                                Мышка живет в норке.

    Лошади живут в коровнике.                     Кролики живут в крольчатнике.

    ГР - 24. Игра «Кто живет в Африке?» (Закрепление правильного употребления существительных в косвенных падежах множественного числа по теме «Животные жарких стран»).

    На доске – картинки с изображением животных. Логопед просит отобрать те, на которых нарисованы животные Африки.

    - В Африке живут … (львы, носороги, слоны, верблюды, бегемоты, леопарды, крокодилы). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, носорогов, слонов и т.д.). Кого вылечил добрый доктор? (Верблюдов, слонов, львов и т.д.). Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, носорогами, слонами и т.д.). О ком вспоминал доктор Айболит дома? (О львах, о слонах и т.д.).

    ГР - 25. Игра «Что с чем». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом С). Детям предлагается назвать картинки:

    корова с теленком                                     чашка с блюдцем

    корзина с яблоками                                   стакан с молоком

    тарелка с клубникой        

    ГР - 26. Игра «Где мы были, что мы видели?» (Закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).

    В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается к детям с вопросом: «где ты был? Что ты видел?».

    - Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, лука…

    - Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, персиков…

    - Я был в лесу. Видел много сосен, дубов, елей, кустов…

    - Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, верблюдов…

    ГР - 27. Игра «Сделай, не ошибись». (Закрепление употребления предлогов и наречий.)

    Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, между, перед, сзади и т.д.).

    - Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

    - Положи зайчика между куклой и мячом. Куда ты положил зайчика?

    - Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

    - Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

    - Положи яблочко перед куклой. Куда ты пожил яблочко?

    - Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

    - Положи эту вещь перед другим предметом. Где она?

    - Положи эту вещь выше другого предмета. Где она?

    - Положи эту вещь ниже другого предмета. Где она?

    - Положи эту вещь правее другого предмета. Где она?

    - Положи эту вещь левее другого предмета. Где она?

    - Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

    - Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

    - Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

    ГР - 28. Игра с мячом «Добавь слова». (Закрепление использования предлогов-наречий СПРАВА, СЛЕВА, ВПЕРЕДИ, ПОЗАДИ).

    Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди и т.д.

    Стол стоит …                                        Полочка с цветами висит…

    Мишка сидит …                                    Лампа висит …

    Дверь находится …

    ГР - 29. Игра «Умей найти свое место». (Закрепление предложно-падежных конструкций.)

    Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ: «Коля за Костей, Надя впереди Кости» и т.д. Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь?» (перед кем, впереди кого, позади кого).

    ГР - 30. Игра «Исправь ошибки» (Закрепление предложно-падежных конструкций.)

    - Вот как Незнайка читал книжку:

    «Дед в печи, дрова на печи». – Это правильно?

    «На столе сапожки, под столом лепешки». – А как скажите вы?

    «Овечки в речке, караси у речки». -  Исправьте, пожалуйста.

    ГР - 31. Игра в «неделю». (Закрепление предложно-падежных конструкций.)

    Из 7 играющих детей каждый получает название дня недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом в нужном порядке, затем задает вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто пред тобой? Среда, кто приходит раньше тебя, а кто позже?».

    ГР - 32. Игра в поезд. (Закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.)

    На доске рисунок поезда. Логопед: «Пассажиры везут в поезде разные вещи. В 1 вагоне везут вещи, про которые можно составить предложения со словом В. Во 2 вагоне – вещи, про которые можно придумать предложения со словом НА. А в третьем – со словом ПОД

    Детям предлагаются для анализа картинки. Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во 2 вагон.

    ГР - 33. Игра «Сделай правильно». (Закрепление предложно-падежных конструкций).

    Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, книга и карандаш, пенал и ручка) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

    ГР - 34. Игра «Правильно подними значок». (Закрепление употребления предлогов).

    У детей изображения различных символов предлогов. Логопед называет словосочетания с предлогами, дети поднимают соответствующие символы.

    ГР - 35. Игра «Скажи наоборот». (Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих   направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

    Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот:

    Мальчик положил мяч в ящик. - …

    Девочка налила воду в графин. - …

    Мама положила яблоки на стол. - …

    Машина подъехала к дому. - …

    ГР - 36. Игра «Чив, чив, воробей». (Закрепление  предложно-падежных конструкции.)

    Каждый ребенок называет себя деревом или кустарником, названия которых надо запомнить. Когда все выбрали названия и запомнили, один из игроков говорит:

    - Чив, чив! Сидел воробей на березе, слетел воробей на яблоню!

    Только он это скажет, «яблоня» продолжает:

    - Чив, чив! Сидел воробей на яблоне, слетел воробей на ясень!

    И т.д.

    ГР - 37. Игра «Охотник». (Закрепление предложно-падежных конструкций).

    Все дети выстраиваются в ряд. Ведущий говорит: «Охотник охотится на …». Дети по очереди называют диких животных и птиц и делают шаг вперед. Кто не назвал животное, стоит на месте. Тот, кто дошел до «леса» (сделал последний шаг), считается победителем в игре.

    Варианты: игра проводится подобно предыдущей, только ведущий говорит:

    - Охотник вернулся домой без … (слона, белки…).

    - Охотник гордился пойманным … (слоном, белкой…).

    - охотник мечтал о … (слоне, белке…).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Грамматические игры и упражнения МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

    Четвертый год жизни — важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Следовательно...

    Грамматические игры и упражнения

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплекс грамматических игр и упражнений для младшего дошкольного возраста....

    Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

    Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

    Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

    Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

    Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников

    Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....

    Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»

    Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....

    Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой»

    Лексические и грамматические игры и упражнения«Скажи какой»...