Главные вкладки

    Лексические и грамматические игры и упражнения «Скажи какой»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Шханукова Зарема Славиковна

    Лексические и грамматические игры и упражнения

    «Скажи какой»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл leksicheskie_i_grammaticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx14.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лексические и грамматические игры и упражнения

    «Скажи какой»

    Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

    Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    «Укрась слово»

    Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

    Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

    Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.

    «Кто больше увидит и назовет»

    Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

    Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

    «Кто что умеет делать»

    Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.

    «Кто назовет больше действий»

    Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

    -Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

    За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

    «Где что можно делать»

    Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

    - Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)

    «Кто больше слов скажет»

    Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

    Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

    Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

    «Найди точное слово»

    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

    - Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

    - Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

    -Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

    -Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает), кузнечик. (прыгает), уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит), мышь. (пищит), корова. (мычит).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Грамматические игры и упражнения МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

    Четвертый год жизни — важный этап в освоении ребенком грамматического строя речи. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Следовательно...

    Грамматические игры и упражнения

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплекс грамматических игр и упражнений для младшего дошкольного возраста....

    Грамматические игры и упражнения

    Развитие грамматического строя речи...

    Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников

    Игры учат выделять ,называть признаки предмета, его качаство и дейтвия...

    Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

    Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

    Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников

    Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....

    Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»

    Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....