мастер класс
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пронина Надежда Николаевна

мастер класс" Карты Проппа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ispravlennyy_1.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего мастер-класса:

«Карты Проппа, как средство речевого развития дошкольников»

Эта тема выбрана мною не случайно.

Формирование умений и навыков связной речи дошкольников – одна из важнейших задач системы дошкольного образования.

Красиво, связно, логично говорить - нужно обучать. Только специальное речевое развитие и воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой связное развернутое высказывание из нескольких предложений. Поэтому, одним из приоритетных направлений моей работы с дошкольниками является развитие связной речи.

Рассматривая данную тему , я ставила перед собой цель:

Изучить процесс развития связанной речи дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа. В ходе изучения методической литературы по развитию речи я познакомилась с работой Владимира Яковлевича Проппа «Морфология волшебной сказки»

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию и представил их в виде карт.

- Что же представляют карты Проппа?

Одна карта - это определённое событие сказки.

(Показываю карты с надписями (постепенно выкладываю перед волонтерами и объясняю их функции т.е. начало сказки )

- Как обычно начинаются сказки (с каких слов)?

(Жили- были. В некотором царстве, в некотором государстве…)

- Как называется начало сказки? (Зачин).

- На карте нарисован домик. (1 карта) Эта карта Проппа обозначает зачин.(Жили – были)

- Кто живет в сказке?( герой)

- Какие герои бывают?( плохие и хорошие)

- Верно, а еще мы их называем добрыми и злыми.

Эта карта обозначает доброго героя(2 карта), а эта карта(3 карта) – злой герой.

Злого героя Владимир Пропп называл вредитель или антигерой.

- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца.

- Что содержит наказ родителей?

(приказ, просьба, наставление ) А есть ли в наказе родителей запрет.? Эта карта обозначает запрет. (4 карта)

Послушайте дальше.

Девочка посадила братца на траву под окном и побежала на улицу к подружкам.

- Выполнила девочка наказ родителей?

Нет, она нарушила запрет. (5 карта) Эта карта обозначает нарушение запрета.

- Чтобы спасти братца девочка покидает дом (6 карта) эта карта обозначает герой покидает дом).

- Девочка спасает братца, бежит домой, ее пытаются догнать гуси-лебеди (7 карта) (эта карта обозначает погоня)

- В пути ей помогают яблонька, печка, речка. ((8 карта) эта карта обозначает спасение от преследования)

Заканчивается сказка так: Прибежала девочка домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села .

Счастливый или грустный конец у сказки? (10 карта) эта карта обозначает счастливый конец. )

- Так чему же учит эта сказка? (Слушайся родителей)

То есть послушанию, поучение. Эта карта обозначает мораль.

На примере этих нескольких карт я познакомила вас функциями карт Проппа.

Знакомство детей с картами Проппа происходит постепенно.

Из своего опыта я поняла, что первое знакомство с картами Проппа лучше проводить на маленьких текстах, например, потешках.

Огуречик, огуречик!Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт.Тебе хвостик отгрызёт

( на планшете на нижней линейке)

- Кто является героем потешки? ( Огуречик. –это герой добрый. (карта герой добрый)

- Какой запрет для огуречка содержится в потешке? – не ходи на тот конечик (карта запрет)

- Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Мышка у нас добрый или злой герой? (карта герой злой)

Как Владимир Пропп назвал злого героя вредитель

- Чему учит потешка? (Быть послушным.)

- Что будет с огуречком, если он не послушается?(Останется без хвоста)

А эта карта обозначает мораль. (карта)

- От потешек переходим к сказкам. Определить героев сказки нам помогут загадки.(загадываю и ставлю картинки)

- У него 4 лапки- эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей, он гроза для мышей. (Кот)

- Спозаранку встаю , звонким голосом пою.

Травку разгребаю, зерна собираю. Кто я дети? ( Петушок)

- Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

-Так ка же называется наша сказка?

Сказка называется « Кот, петух и лиса.»

Чтение или рассказывание сказки сопровождаем выкладыванием карт.

Раз, 2,3,4,5 пора сказку начинать.

Мы все знаем, что начало сказки это зачин. Какой же зачин в нашей сказке?

Жили –были. (ставлю карту домик) в лесу в маленькой избушке кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Cобирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. (Ставлю карту запрета)

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла (Ставлю карту нарушение запрета).

Петушок испугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы.

Котик братик, выручи меня.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка.

Погнался за лисой что было духу (Карта погоня),

догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе,

а лиса уж больше к ним не показывается. ( карта счастливый конец. )

-Кто жил в избушке? Что случилось с петушком?( беда) .Почему?.Случилась бы беда, если петух послушался кота? Какой петушок? (Доверчивый, любопытный, непослушный.)

Так чему учит эта сказка?( послушанию)карта мораль.

Перед нами модель сказки. Коллеги, Расскажите эпизод сказки по картам Проппа. ( спрашиваю их)Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Различное соединение и расположения карт даёт множество вариантов для пересказа и составления сказочных историй. Как изменится сюжет сказки, если уберем нарушение запрета

Давайте с вами попробуем поиграть.

- Коллега, какая у вас любимая сказка?

Выберите любую карту и расскажите эпизод, соответствующий ей.

Чтобы познакомить с функциями карт, в своей работе нужно использовать небольшие сказки и соответственно небольшое количество карт ( от 5 до 8)

По мере накопления опыта работы с картами и усвоения их функций детям можно предложить задания:

- найди знакомые « карты « в новой , только что прочитанной сказке;

- самостоятельно определи отсутствие знакомой карты;

- поставь карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;

- найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

При помощи карт ребенок усваивает содержание сказки, что облегчит её пересказ, а впоследствии будет способствовать созданию собственной сказки.

Кроме того, наглядность позволяет удерживать в памяти гораздо больше информации, так как детям данного возраста характерно наглядно-образное мышление. Таким образом, мы видим, что карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения. Дети учатся пересказывать сказку, соблюдая логику развития сюжета.

Я закончила, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...