Мастер-Класс для педагогов в МБДОУ №2 "Колокольчик" 2023г
методическая разработка по развитию речи

Будкова Ольга Викторовна

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Колокольчик» с.Троицкое»

Мастер-класс

«Использование технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста»

https://theslide.ru/img/thumbs/a38b3a06e925ddd124d4bb6a42554724-800x.jpg

Выполнила воспитатель:

Будкова Ольга Викторовна

Троицкое 2023г

Дата проведения: 04.12.2023г

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

2. Сформировать знания у участников мастер-класса о методах и приемах обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

3. Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Ход мероприятия.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет или да»

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всём помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

И вспомним мы время студенческих лет,

Хотите вы скучные лекции? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всём помогать,

Приветствие кончилось,

Можно начать!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть сегодня вас здесь. Позвольте мне представить вам тему моего мастер-класса «Использование технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании.

Конечно, в своей работе я стараюсь использовать самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Но всё же приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому они затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему и т. д.)

Я думаю, что каждый педагог замечал, что дети внимательно  слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге, их больше привлекают импровизированные истории, которые начинаются с таких фраз: «Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я….» и др.

Совсем недавно в соц.сетях я обратила своё внимание на одну из инновационных технологий развития речи детей как «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Так что же такое  «сторителлинг»? Это модное слово в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.

Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг.

Давайте разберём, какие преимущества использования техники сторителлингс детьми дошкольного возраста:

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Дошкольникам сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.

• договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает

• первый игрок берёт кубик, бросает его, выбирая главного героя

• в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

• последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

• начать можно со слов «Однажды.»«Когда-то давным-давно…»«В некотором царстве, в некотором государстве.»

У сторителлинга есть своя структура, в которую входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга:

- классический;

- активный;

- цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика). Например, озвучка мультфильма.

Активный сторителлинг применим для детей старшего возраста, в котором  педагог задает основу события, где формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Наибольший интерес для развития речи, на мой взгляд, вызывает активный сторителлинг.

В своей работе я применяю эту технологию с младшего возраста возраста. Понятно, что начинаю с классического сторителлинга, где рассказываю сама детям истории, а дети слушают и воспринимают.

На первом этапе я начинаю историю, а они продолжают. А затем, когда дети уже осваивают технологию, даю им возможность самим сочинять истории. То есть, задаю детям тему  рассказа (сказки), либо его начало, и предлагаю составить историю.  

Работу с кубиками истории провожу как индивидуально, так и в подгруппах, конечно же учитывая особенности детей. Также кубики историй используются в самостоятельной деятельности детей. Понятно, что в зависимости от возраста детей количество кубиков меняется, то есть я добавляю или убираю кубики. Также меняю картинки по лексическим темам.

Чтобы заинтересовать детей, можно кубики сложить в красивый мешочек  или сундучок и предложить вытаскивать по одному кубику. Дети могут сами выбирать картинку, а могут бросить кубик и какая картинка выпадет, с той и начинают.

Для того, чтобы дети лучше вживались в роль рассказчика, я придумала следующий момент: перед тем, как бросить или достать кубик, ребёнок надевает «Волшебную» шляпу . Если это история для группы детей, то шляпу надевают все по очереди по ходу составления истории.

Вот пример простой истории, сочиненной детьми.                                 «Жил- был ежик. Однажды он пошел гулять и увидел на яблоне красное  яблоко. Он сорвал яблоко и съел его. Потом ёжик сел в автобус и поехал домой. Дома он поиграл с пирамидкой. Ёжик устал, снял ботиночки  и лег в свою кроватку».

Здесь использовались картинки по темам: животные, фрукты, транспорт,  игрушки, одежда и мебель.                                                                                   Не стоит забывать, что главную роль в повествовании занимает педагог, который  подталкивает и наводит  детей на ответы.

Предлагаю вам, сейчас поиграть в активный сторителлинг и составить  историю, при помощи кубиков. Хочу предложить вам два варианта составления историй. Первый вариант: кубики на столе, вы берёте по одному и составляете историю. А второй вариант: вы будете доставать кубики из коробки и сочинять сказку, используя фразеологизмы из русских народных сказок. Памятки с фразеологизмами у вас на столах.

Итак начнём.

Перед вами 6 кубиков с картинками по разным лексическим темам: животные, транспорт, одежда, мебель, фрукты, игрушки.

Итак, вспомним правила игры:

1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает

2. Первый игрок достаёт кубик, бросает его

3. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

4. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

5. Начать можно со слов «Однажды.»«Когда-то давным-давно…»«В некотором царстве, в некотором государстве.»

Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

И так! «Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!

Итог мастер-класса.

  Спасибо вам большое за активное участие в моём мастер-классе!

Ну а в заключении предлагаю вам ответить на вопросы:

- Понравилась ли вам инновационная технология «Сторителлинг»?

- Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

Список используемой литературы:

1.Никашин А.И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей – Ростов-на-Дону, 1991.

2.        Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. – М.:Обруч, 2015.

3.        Симонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М., 2013.

4.        Фёдорова С.В., Барчева А.А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста//Молодой учёный. – 2017. - №16. С.515-518.

5.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

6.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класса для руководителей физического воспитания МБДОУ

laquo;Национальные игры с элементами соревнований»Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен национальным подвижным играм и их значению в приобщен...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...