Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Что за прелесть-эти сказки»
план-конспект занятия по развитию речи

Агазаде Нурана Ислам кызы

В настоящее время дети перестали читать. Телевизор, компьютер занимают все свободное время ребенка. Родители иногда упускают возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.

А сказка-благодатный и незаменимый источник воспитания ребенка. Со сказки начинается знакомство маленького человечка с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Читая сказки, ребенок познает сердцем традиции и культуру родного народа, учится сопереживать героям сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_za_prelest-eti_skazki.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска  детский сад № 68 «Ромашка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Тема:

«Что за прелесть-эти сказки»

Выполнила: Агазаде Нурана Ислам кызы

г. Нижневартовск.

Цель: познакомить с русской народной сказкой.

Задачи:

  • Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве содержания и художественной формы;
  • Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра народной сказки;
  • Обогащать словарный запас детей прилагательными,  однокоренными словами  к слову «снег».
  • Продолжать учить детей составлять мнемотаблицу, последовательно пересказывать  сказку,  опираясь на схематические зарисовки;
  • Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно – следственных связей);
  • Развивать творческие способности, воображение;
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: Шуршунчик, ширма, книги - сказки, мультимедийная презентация сказки «Снегурочка»,  экран, снежный ком, карточки –схемы помощников (ухо, нос, рука, глаза), наборное полотно, картинки с однокоренными словами со словом «снег» и другими словами, мнемотаблицы по количеству детей.

Активизация словаря: Ввести в активный словарь прилагательные: красивая, беленькая, стройная, светлая, искристая, нежная, добрая, однокоренные слова со словом «снег»: снегирь, снеговик, снежинка, снегурочка, снежки, заснеженный, снежный ком, снегопад.

Предварительная работа:  чтение народных сказок, рассматривание иллюстраций,  рисование мнемотаблиц по знакомым сказкам, «вхождение» в картину с помощью помощников.  Продуктивная деятельность: рисование по сказкам. Показ настольного театра детьми   знакомых сказок. 

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Беседа о сказках.
  3. Рассказывание сказки «Снегурочка».
  4. Физминутка «Зима».  
  5. Беседа по содержанию сказке.
  6. Игровое упражнение «Опиши Снегурочку».
  7. Мысленный эксперимент (с элементом технологии ТРИЗ)
  8. Дидактическое  упражнение «Снежные слова»
  9. Составление мнемотаблицы по сказке.
  10.  Творческое задание «Придумай  свой   конец  сказки».
  11.  Итог занятия.

Интеграция образовательных областей:

   1. Познание

  2. Коммуникация

  3. Социализация

  4.   Здоровье

  5. Физическая культура.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Сюрпризный момент. 

Воспитатель: Ребята, сегодня к  нам пришел необычный гость. Кто это, вы его узнали? Это хранитель книг в библиотеке Шуршунчик.

Шуршунчик: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю нам отправиться в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. А вы любите сказки?

2. Беседа о сказках. 

 Шуршунчик: А, чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки? Кто их пишет? А, чем  народная сказка отличается от авторской сказки?   Я вам приготовил сюрприз в вашем книжном уголке (рассматривание выставки). Какие знакомые вам сказки я принес? Какие из этих сказок народные, а какие авторские? (ответы детей)

 Шуршунчик:     

 Сказки в нашей жизни возникли давно, когда еще не было письменности. Их не записывали, а передавали «из уст в уста». Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные истории.

И вот сегодня я Вам принес  одну  историю, которая случилась в одной деревне зимой. Вы ее послушайте и потом скажите сказка ли это? (воспитатель берет у Шуршунчика книгу)

3. Рассказывание сказки «Снегурочка».

Воспитатель: Спасибо. Вы догадались о ком эта история? Давайте присядем послушаем и посмотрим историю о Снегурочке ? (воспитатель читает детям сказку с просмотром презентации)

Воспитатель: Понравилась вам история, которую вы услышали? Как вы думаете, история о Снегурочке – это сказка? Почему?  (в сказке происходят волшебные превращения, которых в жизни не бывает).

Воспитатель: А какие волшебные превращения происходят в этой сказке? (девочка из снега оживает).

4. Физминутка «Зима».  

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем (дети выходят на ковер). Представьте, что мы в зимнем лесу.  

У зимы в лесу изба,

Во все стороны резьба,

Водяные окна скрыты,

Ледяные ставни,

Два столба резные врыты,

Сторожить поставлены,

На столбе ледяном,

Ходит ворон ходуном.

5. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Шуршунчик, а давай узнаем, запомнили ли дети содержание сказки?

  1. Чем  были опечалены старик со старухой?
  2. Что предложил старик сделать старухе?
  3. Какой росла у стариков дочка?
  4. Куда девушки позвали Снегурочку?
  5. Что делали девушки в лесу?

6.Игровое упражнение «Опиши Снегурочку».

Воспитатель: Ребята, когда вы слушали сказку, какой Вы себе представили Снегурочку? Опишите ее . (дети стоя в кругу передают снежок друг к другу, называя  слова – прилагательные - красивая, беленькая, стройная, светлая, искристая, нежная, добрая).

Шуршунчик, тебе понравилось,  как ребята рассказали о Снегурочке?

7. Мысленный эксперимент (элемент технологии ТРИЗ).

 Шуршунчик: А скажите, ребята, одинаково ли чувствовала себя Снегурочка зимой и весной? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на стулья. Давайте попробуем «войти» в сказку с помощью наших волшебников – помощников и ответить на вопрос Шуршунчика.  Кто же эти  помощники? (на доске эмблемы «ухо»- что мы слышим войдя в картину, «нос»- чем там пахнет, «рука»- что мы ощущаем тактильно). Выберите себе помощника, «войдите» в картину  и расскажите, как чувствовала себя Снегурочка зимой и весной. (дети по очереди рассказывают).

Воспитатель: Так, почему же Снегурочка зимой была веселой, а весной грустной?  (потому что Снегурочка сделана из снега, она любит холод, а от тепла ей становится жарко, она тает, поэтому и грустит).

8. Дидактическое  упражнение «Снежные слова»

Воспитатель: А чтобы наша Снегурочка больше не грустила, давайте выберем картинки, в которых живет слово «снег». (дети выбирают из набора картинок картинки  однокоренных слов  со словом «снег» - (снегурочка, снеговик, снежный ком, снежки, заснеженный лес, снегирь, снегопад),объясняют свой выбор)

Воспитатель: Что объединяет все эти слова? А почему оставили лишние картинки? ( льдина, ледокол, ледянка, ледоруб).

9.Составление мнемотаблицы по сказке. 

 Шуршунчик: Ребята, вы хотите рассказать сказку о Снегурочке своим родным? Для того, чтобы вы не забыли что за чем было в сказке давайте ее схематично зарисуем. (дети  садятся за столы, вместе с воспитателем обговаривают какими символами на схеме будут  обозначать  героев сказки. Вспоминая содержание сказки, дети ее схематично зарисовывают в мнемотаблице).

10.Творческое задание «Придумай  свой   конец  сказки».

Воспитатель:

Ребята, давайте покажем наши схемы Шуршунчику. Посмотри Шуршунчик, справились наши ребята? (подходят к книжному уголку)

Шуршунчик:

 Да, молодцы! Вам понравилась эта сказка?

 А чем закончилась сказка?

Нравится ли вам этот конец сказки?

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер? (дети придумывают свой конец сказки, воспитатель задает детям проблемные вопросы, наталкивающие на активизацию их творческого воображения).

11. Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Шуршунчика за такую интересную сказку.

Скажите, что для вас сегодня  было самым интересным? А что было для вас трудным?

Давайте попрощаемся с Шуршунчиком. Ты приходи к нам не забывай. Мы ждём от тебя новых интересных книг.

 Шуршунчик: Я с вами не прощаюсь. Жду Вас к себе в гости в библиотеку. До встречи.

А схемы, которые вы нарисовали, возьмите домой, и расскажите сказку о Снегурочке своим родным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Сказка про букву А».

Программные задачи: Продолжить знакомство детей с буквой А, развивать фонематический слух, внимание, речь детей, ассоциативное мышление. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать мелкую м...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" . Тема: "Игра-драматизация русской народной сказки "Курочка Ряба"

Театрализованная игра   вызывает эмоциональный отклик у детей,  доставляет удовольствие от восприятия знакомой сказки  приобщает   к народной культуре, традициям, ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.Обучающие задачи:   - учить детей пересказывать сказку,...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Конспект занятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с детьми 5-6 лет Тема: «Путешествие в сказку»

Цель:Формирование всех компонентов устной речи.ЗадачиОбучающие:Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказкиУчить составлять рассказ по картинкам с последовательно развив...