Конспект НОД по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Сказка про букву А».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Абалакина Евгения Александровна

Программные задачи: Продолжить знакомство детей с буквой А, развивать фонематический слух, внимание, речь детей, ассоциативное мышление. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать мелкую моторику рук детей, прививать интерес к литературе, чтению и сочинительству. Воспитывать умение общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abalakina_ea_konspekt_rechevoe_razvitie_.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Конспект НОД по образовательной области: «Речевое развитие»

Тема: «Сказка про букву А».

Разработал воспитатель:

 первой квалификационной категории

Абалакина Евгения Александровна

Искитим 2020

Технологическая карта НОД

Конспект НОД по образовательной области: Речевое развитие.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Воспитатель: Абалакина Евгения Александровна.

Тема: «Сказка про букву А».

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Программные задачи: Продолжить знакомство детей с буквой А, развивать фонематический слух, внимание, речь детей, ассоциативное мышление. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать мелкую моторику рук детей, прививать интерес к литературе, чтению и сочинительству. Воспитывать умение общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Способы организации детей: Подгрупповая, словесная, индивидуальная, практическая, игровая.

Оборудование: Колокольчик, белые шаблоны с буквой «А», заготовки для аппликации, картинки с изображением буквы А, грустная и веселая буква А, клеенки 8 шт., клей карандаш 8 шт., маркеры, магнитная доска, звукозапись медленной музыки, магнитофон.

Словарная работа: Слагать сказку, сочинять, сказочники.

Предварительная работа: Загадывание загадок, чтение стихотворений о буквах, придумывание историй.

Ход НОД

 №

п/п

Этап, его продолжительность

Методы, формы, приемы

Деятельность

педагога

Деятельность детей

1.

Открытый вход в деятельность

(1 минута)

Подгрупповая

Игра с элементами психогимнастики

Словесный

-Ребята, сегодня у нас очень загадочное занятие.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, давайте подарим друг другу свои улыбки и поделимся с друзьями хорошим настроением.

Дети собираются вкруг с воспитателем, берутся за руки, дарят друг другу улыбки.

Настраиваются на позитивную творческую деятельность.

2.

Вводно-организационный

(2 минуты)

Подгрупповая

Вводная беседа

Словесный

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку. А о ком эта сказка вы сможете сказать, отгадав загадку:

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. 

- Правильно! Сегодня вы будете выступать в роли сказочников. Кто такой сказочник?

- Я предлагаю вам сочинить сказочную историю про одну букву, а какая это буква – догадайтесь!

Два столба наискосок,

Между ними поясок.  

Дети отгадывают загадку: буквы.

Ответы детей: человек, который сочиняет, придумывает сказки.

Ответы детей: буква А.

3.

Мотивация на деятельность

(3 минуты)

Подгрупповая

Индивидуальная

Создание проблемной ситуации

Словесный

- Конечно, ребята, это знакомая нам уже буква А. (воспитатель показывает детям шаблон «грустной» буквы белого цвета).

- Скажите мне, буква А какая?

-А каким цветом мы ее отмечаем?

- Ребята, а мне кажется, что наша буква грустная и печальная…

- Как вы думаете, почему она грустная, печальная?

- Что же мы с вами должны сделать?

- Я предлагаю вам сочинить сказку о том, как печальная неяркая грустная буква А превратилась в красавицу.  Я думаю, это развеселит и позабавит нашу букву.

- Вы готовы к сочинительству?

Ответы детей.

Ответы детей: гласная.

Ответы детей: красным.

Ответы детей: она потеряла цвет стала, бледная, некрасочная.

Ответы детей:

Развеселить букву А.

Ответ детей: да!

4.

Объяснения нового или Расширение имеющихся знаний

(10 минут)

Подгрупповая

Индивидуальная

Словесный

Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации

Сказка добрая живет,

Тебя за руку ведет.

И расскажет, и научит,

И нисколько не наскучит.

- Ребята, давайте вспомним, кто есть в каждой сказке?

- Кто же будет главным героем нашей сказки?

- Все сказки состоят из нескольких частей.

- Начало сказки, зачин.

- Кто помнит, какими словами начинаются многие сказки? Молодцы!

-Середина сказки, завязка.

- А в середине сказки что происходит? 

- Концовка сказки. Где добро побеждает зло. А что в нашей сказке должно произойти в самом конце?

- Молодцы, сказочники!

- А кто такие сказочники?

- Ну что приступим?

- Как вы понимаете слово «слагать», что это слово означает?

Воспитатель поясняет, уточняет значение слова.

Раз-два–три, колокольчик, звени!

Воспитатель звенит в колокольчик.

При возникновении заминок воспитатель задает наводящие вопросы, но инициативу развития событии в сказке берут на себя дети. ВАЖНО чтобы каждый ребенок принял участие в сочинительстве.

Ответы детей: главный герой

Ответы детей: буква А.

Ответы детей: Жили - были, в некотором царстве и др.

Герой попадает в какую-либо историю.

Вконце наша буква А превратится в красавицу.

Ответы детей: люди которые придумывают сказки.

Сочинять складно, придумывать последовательно события.

Дети сочиняют сказку.

5.

Динамическая пауза

(1 минута)

Подгрупповая

Практический.

Словесный

Игровые упражнения

- Ребята, вы не устали?

-Давайте с вами немного разомнемся.  

Физминутка:

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) 
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».) 
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) 
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) 
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Ответы детей: Да или Нет.

Дети выполняют движения, проговаривают слова.

6.

Практическая работа

(11 минут)

Подгрупповая.

Индивидуальная.

Практический.

Выполнение работ.

Воспитатель предлагает детям превратить букву А в красавицу при помощи техники скрапбукинг, такую, какую они ее увидели в конце своей сказки.

Приглашает за рабочие столы.

(Звучит фоновая музыка)

Ребята проходят к столам, на которых находятся канцелярские наборы, необходимые для творчества, шаблоны буквы А. Дети приступают к работе.

7.

Открытый выход из деятельности

(2 минуты)

Подгрупповая.

Индивидуальная.

Практический.

Словесный

Обсуждение результатов

- Ребята, какие же вы   рукодельники!

Замечательные буквы А у вас получились!  

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- А посмотрите на нашу букву А, теперь она грустная? (воспитатель показывает букву, которая улыбается).

- А какая она?

- Почему она улыбается?

- Удалось вам превратить букву А в красавицу?

- Вы справились с этим непростым делом, молодцы!

- А давайте все вместе повторим сказку про букву А, которую мы сегодня с вами сочинили.

Совместное оформление выставки.

Рассматривание детских работ.

Ответы: Сочиняли сказку, оформляли букву А.

Ответы детей:

Нет.

Ответы детей: веселая, радостная, улыбчивая.

Ответы детей:

Потому что мы сделали для нее друзей.

Дети повторяют сочиненную сказку.

Аплодисменты друг другу.

Литература:

«Обучение грамоте в детском саду», Журова Л. Е. «Педагогика», М., 1978 г.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста» Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

«Игры и упражнения для развития речи» Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

«Развитие речи детей 4-7 лет» Ушакова О.С. Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ сказки «Заяц- хвастун» Старшая группа

Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательн...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон» ...

Конспект ООД Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»»

Конспект ООД Образовательная область «Речевое развитие» тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»» возрастная группа: старшая...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Что за прелесть-эти сказки»

В настоящее время дети перестали читать. Телевизор, компьютер занимают все свободное время ребенка. Родители иногда упускают возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.А ...