Конспект занятия "Праведный труд"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Байер Анжелика Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Праведный труд"23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

Дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»

Социокультурная категория «Добрая забота»

Тема: «Праведный труд»

                                                                                     

                                                                                       Выполнила: Байер А.В.

        Пгт Пойковский 2021г.

Цель: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба.

Задачи: 

- развитие у детей эмоционально-образного восприятия совместного семейного труда;

- активизация в речи детей слов, обозначающих трудовые действия взрослых и детей; 

-  воспитание у детей уважения к труду.

Формы организации: подгрупповая

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы реализации детских видов деятельности: Разговор в круге. Коллективный пересказ рассказа. Рассматривание иллюстраций. Пение. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение стихотворных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Сюжетно-дидактическая игра. Музыкально-ритмические движения

Предварительная работа:

чтение литературно-художественных текстов по теме «Праведный труд» из книги для развития детей №3 «Добрая забота»: рассказ О.С.Абрамова «Семейный праздник», П. Засодимского «Откуда взялся хлеб»; поэзия. В.Глущенко «Грядка»,  Т.А.Шорыгина «Жатва». Разучивание и обыгрывание рассказа Я. Тайца «Все здесь». Заучивание стихотворных текстов «В каждом зернышке пшеницы…» В. Орлова. Пальчиковые игры: «Вместе с мамой», «Хлеб». Подбор пословиц и поговорок о труде, хлебе, добре. Просмотр фильмов о профессии. Изготовление солнечных лучиков с пословицами о труде, хлебе.

Материал для НОД: 

книга для развития речи детей №3 «Добрая забота», презентация к рассказу П.Засодимского «Откуда взялся хлеб», пословицы и поговорки о труде, хлебе и добре, ободки бабушки и внучки для инсценирования рассказа Я. Тайца «Все здесь», интерактивный комплекс, солнечные лучики с пословицами.

Место проведения: групповая комната.

Использованная литература: «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования, Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю.  Твардовская: Истоковедение том 5, издание 5-е дополненное.- М: Издательский дом «Истоки»,2016.-224с. Истоковедение, том 15, издательский дом «Истоки», 2013

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.

Организационный момент

Присоединение к теме

Воспитатель

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнемся им. Давайте, возьмёмся все за руки и передадим, друг другу наши улыбки, тепло наших сердец, и нам станет еще веселее.

- Я к вам пришла из далекого прошлого и не с пустыми руками, а с гостинцами. Посмотрите ребята что это? (ответы детей). Правильно это хлеб.

Воспитатель 

- Сегодня я хочу вас пригласить к себе в гости, мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое стародавние времена, где вы узнаете, как издавна люди трудились, откуда взялся хлеб?

Но чтобы попасть, в прошлое нам нужно произнести волшебные слова:

Закрываем все глаза, начинаем чудеса

Вокруг себя ты повернись и в прошлом окажись.

Ребята открывайте глаза и посмотрите на экран, что вы видите?  

Дети:

- Русскую избу.

Воспитатель:

- Правильно. А чем занимаются хозяюшки?

Дети:

- Пекут хлеб: одна месит тесто, другая скалкой раскатывает тесто, печет хлеб в печи.

Воспитатель

- А как можно назвать их работу, одним словом?

Дети:

- Труд.

- Правильно. Ребята, а как вы думаете, что такое труд? (ответы детей). Ваши родители тоже трудятся. Каждый день кормят, одевают вас.

-А можно ли прожить без труда?

Дети:

Я считаю, что без труда прожить нельзя.

Воспитатель

- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам? (ответы детей)

- Давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Вместе с мамой» (книга №3 «Добрая забота» развитие речи, стр. 25)

Воспитатель

- Ребята вам интересно узнать, где же растет хлеб? (ответы детей)

- Давайте посмотрим инсценировку «Все здесь», а помогут мне в этом девочки.

Дети садятся на стульчики.

Просмотр инсценировки по рассказу

Воспитатель

- Ребята, почему бабушка сказала, что, все здесь показав на поле с колосьями? (ответы детей: потому что из колосьев и получается хлеб)

- Ребята, а сейчас я хочу прочитать вам рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» из истории хлебороба (книга №3 «Добрая забота», стр. 24).

- А вы знаете кто такой хлебороб? (ответы детей).

- Правильно. Есть такие люди, связанные с трудом на земле, хлебороб выращивает хлеб.

Воспитатель:

В рассказе есть слова, которые использовались в речи людей, живших давно на Руси. Мы с вами узнаем их значение.

Первое слово боронить. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот такого орудия: это борона. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

Следующее слово жатва. Жатва — это время уборки хлебов, урожая.

А что такое сноп? Может, кто-то - из вас знает? Сноп – пучок срезанных колосьев, а снопы складывали один на другой в кнопы. 

Срезали колосья серпами. Серп -  ручное орудие, жатвенный нож. Им убирали или, как говорили раньше – жали пшеницу и рожь.

Следующее слово овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы. Давайте вместе повторим слово овин.

Ну, вот мы и познакомились с новыми для вас словами, и готовы внимательно слушать рассказ.

Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле.  Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи.   

Долго ходил он, наконец, засеял все поле. Потом запряг Пеганку в борону и заборонил семена.

- Ну, Слава Богу. Посеял хлебушко! Какой-то урожай на будущий год Бог пошлет?

Вот пришла зима. Было холодно. Петя сидел в избе. Редко когда удавалось ему надеть сестрин полушубок и валенки и выбежать на улицу.

Долго тянулась зима, но все, же кончилась.

Наступила весна. Петя бегал по полям, видел, как на той полосе, где осенью сеял отец, зазеленелась рожь.

За лето рожь выросла, выпустила и налила колос и пожелтела.

Пришло время жатвы. Отец и мать с раннего утра уходили в поле. Петя часто бегал в поле, носил им обедать. Он видел, как они жали рожь серпами, связывали в снопы, а снопы складывали один на другой в копны. Вот тяжелые снопы покрыли все поле.

Отец запряг лошадь и говорит Пете:

- Поедем, сынок, привезем с поля хлебушка. Привезли снопы в овин, высушили их и стали молотить. Намолотили много зерен. Отец стал подкидывать их лопаткой. Ветер далеко относил мякину и всякий сор, а тяжелые семена падали в одну кучку.

Потом отец повез зерна на мельницу и Петю взял с собой. Тут Петя увидел, как из этих зерен получилась мука.

Привезли муку домой, и мать Пети из свежей муки замесила лепешки. Вкусные вышли лепешки.

- Как называется рассказ? (ответы детей)

- Ребята, о чем этот рассказ?

Дети:

- О нелегком труде хлебороба. Хлебороб пашет землю, сеет, жнут и собирают в копны, везут на мельницу, пекут хлеб пироги.

Воспитатель:

- Кто помогает хлеборобу?

Дети:

Вся семья, даже маленький Петя носил им обедать

Воспитатель:

- Раньше в нелегком труде, объединялась вся семья. К труду приучали с самого раннего возраста. Привычки, воспитанные в детстве, сохраняются в человеке на всю жизнь. Привык к работе, и работа будет доставлять радость.

Когда вы помогаете, трудитесь, какое чувство у Вас? Что доставляет вам работа?

Дети:

Работа, труд доставляет радость, счастье, удовольствие

Воспитатель

- Как вы думаете можно ли назвать хлебороба трудолюбивым? Почему? Дети:

 - Работает целый день, с утра до вечера, делает добрые дела, приносит пользу людям.

Воспитатель

- Ребята труд, который приносит пользу, труд основанный на правде, справедливости, честности, труд на общую пользу называют праведный труд.

Воспитатель

- После трудов праведных люди веселились, играли в разные игры. Мы с вами тоже сейчас поиграем в одну из них.

 

 Хороводная «Огородная»

Мы пошли в поле, мы пошли в поле

Там посеяли зерно, вот и выросло оно.

Мы пошли в поле, мы пошли в поле

Стали мы пшеницу жать и в снопы их собирать

Мы пошли в поле, мы пошли в поле

Стали молотить зерно, вот рассыпалось оно

А из мельницы мука, а из мельницы мука

Из муки потом пирог, булочки и кренделек

Не ленись ты трудись, не ленись ты трудись

Урожая ты дождись и земле поклонись

Воспитатель:

- Я знаю, что вы разучили, стихотворение о хлебе, кто хочет прочитать его.

Ребенок читает стихотворение: «В каждом зернышке пшеницы …» (книга №3 «Добрая забота» развитие речи, стр. 16)

Воспитатель:

- Молодец. Ребята посмотрите, что это? (Это солнышко.) Чего не хватает нашему солнышку? (Лучиков.) А чтобы они появились, давайте с вами вспомним пословицы о труд, хлебе.

Дети:

1) Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

2) Умелые руки не знают скуки.

3) Что посеешь, то и пожнешь.

4) Хлеб - всему голова!

5) Труд человека кормит, а лень портит.

6) Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

7) Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

8) Не трудиться — хлеба не добиться.

9) Терпенье и труд всё перетрут.

10) Труд и накормит, и научит.

11) Хлеб – батюшка, водица — матушка.

«Жизнь дана на добрые дела».

Воспитатель:

-Молодцы много знаете пословиц о труде, хлебе. Ребята, а какую мудрость несут эти пословицы, чему они учат нас?

Дети: добру, труду.

Воспитатель:

- Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. Давайте закроем глаза и переместимся в наше время в наш любимый детский сад. Мы дома, ребята вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, о чем вы узнали? (ответы детей)

Вот он – хлебушко душистый,

Вот он- теплый золотистый-

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наше сила

В нем чудесное тепло

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

- А я вам хочу подарить тёплые солнечные лучи с пословицами о труде, хлебе.

- А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО ТРУДУ По теме «Прянички»

Конспект по труду "Прянички" предназначен для детей подготовительной группы, направлен на расширение знаний детей о культуре русского народа, его промыслах, на воспитание чувство гордости, любви к Род...

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....

Конспект коллективного труда "Убираем игрушки"

В материале представлен конспект коллективного труда для детей средней группы по уборке игрушек. Здесь предложены некоторые методы, как увлечь ребенка к труду....

Конспект коллективного труда уборка игровых уголков в средней группе « Урок труда для Ленивицы»

Цель:Навести порядок в игровом уголке.Программное содержание:Продолжать тренировать детей в правильном пользовании уборочным инвентарем (тряпочками для протирания пыли), протирать пыль, мыть дет...

Конспект организации труда в подготовительной к школе группе «Поможем Золушке попасть на бал».Конспект Проведения с

Организаця труда в подготовтельной к школе группе объеднина общим сюжетом.. Дети выполняют разные виды труда: труд в природе, ручной труд  жозяйственно - бытовой....

Конспект НОД «Трудимся вместе, трудимся весело!».

Конспект НОД «Трудимся вместе, трудимся весело!» для  поготовительной к школе группе!...