Развитие речи детей через музыку
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
«Развитие речи детей через музыку» Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья. В.М. Бехтерев Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Иммануил Кант Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_muzyku.docx19.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                «Развитие речи детей через музыку»

                      Музыка  - не только фактор облагораживающий, воспитательный.        

                      Музыка – целитель здоровья.

                                                            В.М. Бехтерев

Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог

                    «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

                                                                          Иммануил  Кант

                         Немецкий философ, родоначальник  немецкой классической философии.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие  музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен  эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, узнать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность  дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

На музыкальных занятиях в детском саду часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакт ребенка с ребенком, ребенка со взрослым за счет насыщенности  музыкальной деятельности положительными эмоциями. Дети свободно двигаются под музыку, поют, играют на музыкальных инструментах и др. и при этом получают одобрение педагога.

Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

  1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
  2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим  поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
  3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков.

          Слушание музыки и речь.

Это вид  музыкальной деятельности,  безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. После прослушивания произведения проводится беседа, о характере и содержании музыки. Желание детей высказать свое отношение к музыкальному произведению, к его характеру, помогает ребенку развивать и совершенствовать свою речь, развивает образность мышления и творчество.

Музыка и речь.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Конечно, основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к  музыке. Но роль музыки, музыкального воспитания в дошкольном возрасте несет в себе гораздо большую  ценность для развития ребенка. И в частности – для развития для развития речи дошкольника.

Музыкальное воспитание  детей выполняет сразу несколько функций для развития речи: музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

Одним из видов музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.

Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются  с изменениями в высоте голоса. Развитию речевого слуха способствуют в большей степени пение попевок на различных звуках.  

                                                         «По дороге Петя шел

                                                             И горошину нашел.

                                                              А горошина упала,

                                                              Покатилась и пропала.

                                                                Ох, ох, ох, ох!

                                                                Где – то вырастет горох!»

Пение имеет огромное значение для развития дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение он заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составить фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии.

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию и навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог.

При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков.  Например, пополнение слов запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и движение

Музыка стимулирует возникновению у слушателя двигательных реакций: многим знакомо появляющееся вдруг желание пойти танцевать под ритмичную танцевальную музыку. Часто, не осознавая этого, мы начинаем покачивать ногой, постукивать по столу.

Психофизиологические исследования выявили возникновение микро -движений мышц артикуляторного аппарата и всего тела под действием музыки (психологи Благонадежина Л. В, Готсдинер А. Л. и Теплов Б. М.).

Эти микро – движения представляют собой редуцированные крупные движения, которые совершают маленькие дети. Благодаря им возможно более осмысленное и дифференцированное восприятия музыкального произведения.

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка.

Музыкально –ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально – положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и элементарное музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Благодаря музыку речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Нет музыкально неспособных детей, это уже доказано. Развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку не только в развитии речи, но и в будущем – успешно обучаться в школе!

Общаясь со своим ребенком, развивая его, мы все должны помнить, что «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

Используемые источники:

  • https//infourok. ru/doklad – vliyanie – muziki – na – razvitie – rechi – rebenka – 2182378/ html
  • https// kharkovskaya – krasds8. edumsko. ru/articles/post/ 1361238
  • https//www. maam/ru/detskijsad/vlieanie – muzyki – na rechevoe – razvitie- detei – doshkolnogo – vozrasta. Html

   

                 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через музыку"

Ознакомление родителей с работой над развитием речи детей на музыкальных занятиях,через различные виды деятельности.Рекомендации для развития речи ,через общение родителей и ребёнка....

"Развитие речи детей через музыку".

Ознакомление родителей с работой над развитием речи дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении и рекомендации для занятий с детьми в домашних условиях....

«Развитие речи детей через музыку»

Консультация для воспитателей....

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»...

Развитие речи детей через музыку.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.      ...

Развитие речи детей через музыку

Консультация для воспитателей...