Комплексное занятие «В сказочном лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, научить подбирать к словам антонимы, синонимы; обогащать словарь эпитетами сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству).
Ход занятия
Дети стоят у входа в музыкальный зал (на некоторых шапочки лесных животных), который оформлен как сказочный лес (деревья, ручей, избушка на курьих ножках и т.п.) Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вы любите волшебные сказки? (Да)
Хотите попасть в нее? (Да)
Тогда повторяйте за мной: Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись не откуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти. (дети входят в зал)
Воспитатель: Что это? Куда мы попали? А кто живет в лесу?
Вот я вижу лису, белочку, ёжика, медведя, волка, зайца.
Давайте послушаем, о чем они говорят.
Диалоги сказочных зверей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие «В сказочном лесу»
Цель: Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, научить подбирать к словам антонимы, синонимы; обогащать словарь эпитетами сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству).
Ход занятия
Дети стоят у входа в музыкальный зал (на некоторых шапочки лесных животных), который оформлен как сказочный лес (деревья, ручей, избушка на курьих ножках и т.п.) Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вы любите волшебные сказки? (Да)
Хотите попасть в нее? (Да)
Тогда повторяйте за мной: Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись не откуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти. (дети входят в зал)
Воспитатель: Что это? Куда мы попали? А кто живет в лесу?
Вот я вижу лису, белочку, ёжика, медведя, волка, зайца.
Давайте послушаем, о чем они говорят.
Диалоги сказочных зверей.
Лиса: Был бы, ёж, ты хорош.
Только в лапы не возьмешь.
Ёж: Не хорош? Ну и что ж …
Без иголок я не ёж.
Белочка: Зайчик, зайчик, где ты был?
Зайчик: Я на речке хвостик мыл,
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал.
Воспитатель: Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк: Лизовета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела
Голова еще цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Снежинки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок, ободрали правый бок
Хвост отгрызли в драке …
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Жив ли, милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок.
Ёж: Ты куда идешь, медведь?
Медведь: Так… Так повешу на сучок.
Заяц: Белка, где твой склад грибов?
Белка: По карманам у дубов!
Заяц: Где домишко твой?
Белка: В сосне.
Заяц: А постель?
Белка: Постель на мне.
Воспитатель: Дети, а вы загадки умеете отгадывать? (да)
Плутовка издавна слывет,
И ловит мышек ловко. (лиса)
Правильно лиса. Где она живет? А в сказках ее можно встретить?
- Назовите сказки, в которых живет лиса?
(«Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин», «Как лиса летать училась», «Петушок – золотой гребешок», «Колобок», «Лиса и дрозд», «Кот и лиса и т.д.)
- А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, плутовка, Лиса – Олиса).
- Молодцы! Как много вы знаете! А кто живет в сказочном лесу?
(Леший, Баба Яга, Кикимора)
Да, что-то никого не видно. Давайте позовем их! Как обычно в лесу друг друга? (Ау-Ау!)
А что нам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (эхо)
Появляется Баба Яга.
Баба Яга: - Ну, чего вы раскричались в моем лесу! Я не глухая! Чего надо?
Воспитатель: Мы пришли сказочный лес посмотреть.
Баба Яга – Ага! В гости значит, пожаловали! И не боитесь?
Воспитатель: Вы узнали, кто это? Давайте поздороваемся с Бабой Ягой.
Баба Яга – Ну здравствуйте, здравствуйте. Ишь какие вежливые. И много вы
таких слов знаете? Или только одно?
Воспитатель: Наши дети много вежливых слов знают.
Баба Яга – Ну что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придется через глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.
Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов» (дети выкладывают мостик и проходят через него)
Баба Яга – Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их записать на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес – то не боитесь ходить? (нет).
Воспитатель: Мы и пословицы про храбрость знаем.
«Волков бояться – в лес не ходить», «Смелость города берет», «Трус и таракана принимает за великана» и другие)
Баба Яга – Ой-ой-ой, какие умные! И что такое – пословица? С чем ее едят?
Дети отвечают: Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, дает совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку.
Воспитатель: Дети, назовите пословицы и объясните, чему они учат.
Лексическое упражнение «Назови и объясни пословицу»
«Без труда не выловишь рыбку из пруда» (учит быть трудолюбивым).
«Ученье – свет, а не ученье – тьма» (чтобы жить лучше, нужно многое знать, многому учиться).
«Любишь кататься – люби и саночки возить» (о трудолюбии)
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» (прежде чем что-то сделать или сказать, надо хорошо обдумать).
«Терпенье и труд все перетрут» (о необходимости преодолевать трудности).
Баба Яга – Да, много вы пословиц знаете, да какие все умные пословицы-то! А сказки любите? (да). Сейчас проверим.
- Скажите, кто сказки сочиняет? (народ, писатель).
- А почему вы их любите? Что в них хорошего? (в них много приключений, волшебства и добро побеждает зло).
Воспитатель: Сейчас мы тебе докажем, что наши ребята настоящие знатоки сказок.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
(ребенок описывает сказочного героя (можно использовать картинку), а остальные дети вспоминают название сказки и автора).
Баба Яга – Ох, засиделась я с вами, все бока затекли. Выходите-ка на полянку, косточки разомнем.
Динамическая пауза. «В темном лесе есть избушка…»
Баба Яга – Да, ничего не скажешь – молодцы. И говорить, и играть умеете! Да уж больно у вас все красиво да правильно. Я лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще я противная люблю все делать наоборот.
А нк-ка, где моя любимая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку брошу, должен сказать наоборот. Вот, например, скажу слово «далеко», а ты ответишь «близко»
Игра «Наоборот» (подбор антонимов)
(высоко-низко, старый-новый (молодой), сладкий-горький, холодный-горячий, белый-черный и др.).
Баба Яга – Так! Поднимите руки, кто также, как я любит делать все наоборот, кто готовиться стать Бабой Ягой?
Воспитатель: Да нет уж, спасибо! Тебя и одной в лесу вполне достаточно.
Дети, нравиться вам в сказочном лесу? (да).
Баба Яга – И мне все тоже понравилось, только долго быть доброй я не могу сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель: Да что ты, что ты? Бабушка Яга, не сердись! Лучше ты, Бабусенька, Ребятам улыбнись!
Баба Яга – Ой-ой-ой! Как это? Бабусенька. Да меня так ласково еще никто не называл! А мне это очень – очень понравилось. Давайте-ка еще разок скажите так ласково да нежно.
Упражнение «Скажи ласково»
Дети по очереди говорят добрые слова, интонационно подчеркивая их.
Воспитатель: А мы тебе еще подарим красивый цветок, ведь всем известно, что от красоты добреют.
Баба Яга – Ну-ка, ну-ка, что за цветок?
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.
Игра «Слово - цвет» (подбор синонимов)
Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и давая другое название цвету, собирают цветок на мольберте: оранжевый-апельсиновый; светло-синий – васильковый; ярко-зеленый – изумрудный; ярко-красный – алый; темно-красный – вишневый; коричневый шоколадный; золотисто-желтый – цвет морской волны.
Баба Яга – Да, согласна, красивый цветок расцвел у меня на поляне, редкий! Надо и мне «по амбарам помести, по сусекам поскреби, может и для вас отыщется, что-нибудь на память от бабушки Яги, гости все – таки.
Ох, чегой-то я расчувствовалась. (заходит в свою избушку, достает чугунок).
- Раз, два, три! Чугунок, вари! Ну вот и все. Не поминайте лихом!
Дети: Спасибо, до свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-83587-1355334641.jpg)
Комплексное занятие "Весна в лесу"
Комплексное занятие , направленное на развитие творческих способностей детей....
Конспект занятия: «В сказочном лесу»
Программное содержание:- Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, используя прием приложения, обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче».- Закреплять умение находить много п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596539-1424296744.jpg)
Конспект комплексного занятия «В осеннем лесу»
Конспект комплексного занятия "В осеннем лесу" создан для детей первой младшей группы. Цель развитие элементарных основ познавательной деятельности детей первой младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-594400-1425824928.jpg)
Конспект комплексного занятия «В осеннем лесу»
Конспект комплексного занятия "В осеннем лесу" детей раннего возраста по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-728704-1471803683.jpg)
Конспект комплексного занятия "Осень в лесу"
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367134-1637996202.jpg)
Занятие "В сказочном лесу"
Цель: Способствовать формированию у детей математических способностей, уметь находить геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник по цвет...