Конспект ООД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов сенсорной интеграции «Экскурсия по городу Павлово»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

В данном материале мы попытались совместить задачи по развитию связной речи с задачами патриотического воспитания старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_ekskursiya_po_gorodu_pavlovo_.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 г. Павлово»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи

 детей старшего дошкольного возраста

с использованием элементов сенсорной интеграции

«Экскурсия по городу Павлово»

                                                   Разработали: учитель-логопед
                                                                   высшей квалификационной категории
                                                  Бабушкина Елена Дмитриевна;
                    воспитатель
                                                                   высшей квалификационной категории
                                               Соколова Лариса Алексеевна


г. Павлово
2023 г.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Наш город» (город Павлово, павловчане, Павел Перевозчик, река Ока, достопримечательности, памятник, завод, кузнец, купец, музей, павловский лимон).
  • Уточнять и расширять представления о родном городе, истории его возникновения, достопримечательностях, крупных предприятиях, профессиях.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных ).
  •  Совершенствовать умение составлять и употреблять в речи развернутое высказывание с опорой на информацию, полученную от разных органов чувств. 
  •  Учить рисовать  комнатное растение; правильно передавать строение: передавать величину горшка меньше чем растение;  листа, горшка; учить анализировать работы свою и товарищей.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические представления.
  • Развивать связную речь (составление простых предложений, распространённых однородными членами; сложноподчинённых предложений с использованием метода ментальных карт).
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух.
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Развивать сенсорные функции.
  • Развивать умение рисовать акварельной краской разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета; развивать память и зрительный контроль.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, отзывчивости.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к малой Родине, родному городу.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям; самостоятельность в рисовании с натуры.

Оборудование.

Презентация с видами города Павлова.
Экран, проектор, ноутбук.
Аудиозаписи.

Видео «Звонок заболевшего пассажира».

Мини-музей замочков.

Громкоговоритель (из плотного картона).
Самодельные замки из поролона с разными прорезями для ключей, ключи.
Фотоаппарат.
Модель автобуса из модулей.
Разрезные картинки «Павловские автобусы».

Логопедические зеркала.
Карточки-схемы для упражнений артикуляционной гимнастики «Самолёт».
Маленькие коробочки с соками.
Выставка столовых приборов завода имени Кирова.
Металлические и деревянные ложки.
Металлофон.
Пианино.
Ширма «Тактильные мешочки».
Сувениры города Павлово.
Ментальная карта «Достопримечательности города Павлово».

 Альбомный лист формата А4 – белый, акварельные краски: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды. Картинки растения лимон.



Предварительная работа.
Беседы о городе Павлово.
Рассматривание фотографий родного города.
Экскурсия в музей.
Разучивание подвижного упражнения «Автобус».

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Создание эмоционально положительного фона занятия.

Дети входят в кабинет, учитель-логопед встречает их в роли гида (АУДИОЗАПИСЬ №1 – плеск воды, гудок теплохода). На экране – теплоход, плывущий по реке Оке. Слайд №1

Учитель –логопед: Добрый день, уважаемые туристы! Приветствую вас на борту теплохода «Родные просторы». Сегодня мы с вами путешествуем по реке Оке. Погода прекрасная: тёплая, солнечная. Поделитесь, пожалуйста, вашим настроением. (Дети по очереди отвечают, какое у них настроение в громкоговоритель гида – учителя-логопеда).

  1. Проблемная ситуация. Развитие зрительного внимания. Развитие связной речи (составление сложноподчинённых предложений с придаточным причины).

На экране появляется следующий слайд (Слайд №2). На нем изображена панорама города Павлово

Учитель –логопед (гид): Внимание, внимание! Наш теплоход причалил к берегу. Перед нами живописный город. Может быть, кто-то из туристов знает его название?

Ребёнок 1: Этот город называется Павлово                                                                                                     Учитель –логопед:  Почему вы так решили?

Ребёнок 1:  Это Павлово, потому что он находится на правом берегу Оки

Примерные ответы детей: …, потому что мы видим пристань; …, потому что мы узнали музей;…, потому что мы видим памятник ладье; …, потому что мы видим знакомую лестницу…

Учитель-логопед (гид): Молодцы, уважаемые туристы! Вы узнали свой город! (Раздаётся телефонный звонок.) Извините, для нас срочный видеозвонок. (Видеообращение мальчика, который не смог посетить город. Он просит прислать ему фото достопримечательностей.)

Учитель-логопед (гид): Конечно, сфотографируем и пришлём фото.

  1. Упражнение «Подбери ключик к замку». Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, мелкой моторики. Совершенствование умения отгадывать загадки. Развитие словесно-логического мышления. Совершенствование связной речи.

Учитель –логопед: Выходим на берег. Давайте поздороваемся с горожанами. (Здороваются). Добро пожаловать в Павловский исторический музей. Слайд №3
Прежде, чем посетить его, предлагаю вам отгадать загадку:
               Мягким в пламени он стал,
               Нужно много так сноровки,
               Отковать любой металл,
               Молотком работать ловко.
               В кузне этот молодец,
              А зовут его …        (кузнец)

(Дети отгадывают загадку).

Учитель –логопед: Я загадала вам загадку неслучайно, ведь в павловском музее широко представлены работы местных кузнецов-умельцев. Как вы думаете, что делали кузнецы?
Дети: Кузнецы делали из металла ножи, замки, подковы, столовые приборы, мечи, доспехи.

Учитель –логопед: Совершенно верно! Мы сегодня с вами посетим мини-музей замков. Прошу, за мной! (Дети рассматривают замки).

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Рассмотрите внимательно, какие разные замочки хранятся в нашем павловском музее!

Учитель –логопед: Понравились вам замки павловских умельцев?

Дети: Да, очень.

Воспитатель (экскурсовод): Ох, простите, пожалуйста, но эта коллекция замков временно недоступна для просмотра. Дело в том, что вчера я уронила связку ключей от них и ещё не успела навести порядок.

Учитель-логопед: Уважаемые туристы, может быть, поможем экскурсоводу подобрать ключики к замкам.

Дети: Да, конечно. (Подбирают ключи для замочной скважины).

Делают фото для мальчика.

Воспитатель (экскурсовод): Спасибо большое за помощь! Приходите к нам ещё!

  1. Подвижное упражнение « Автобус».  Координация речи с движениями. Развитие общей моторики.

Учитель –логопед:  Уважаемые туристы! У музея нас ждет автобус. На нем мы отправимся в музей заводов города Павлово. Просим всех занять места.

Мы в автобусе сидим,                (Крутят головой в разные стороны)
И по сторонам глядим.

Ремешки мы пристегнем         (Складывают ладони в «Замок»)
И друг другу подмигнём.           (Подмигивают)
Едем, едем по дорожке,            
И качаемся немножко.                
(Имитируют)
Остановка! Все встаём…            (Встают. Потягиваются)
На экскурсию идем!
                    (Идут за логопедом)                                                                                                    

(Бабушкина Е.Д.)

  1. Разрезные картинки «Сборка автобусов». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания.


Учитель –логопед:  Обратили ли вы внимание, на каком автобусе мы сюда приехали?

(Ответы детей)


Перед нами музей павловских заводов.

Первым мы посетим цех по сборке автобусов и сами попытаемся собрать разные модели павловских автобусов.            

Дети собирают разрезные картинки с изображением павловских автобусов.

Делают фото для мальчика.

  1. Артикуляционная гимнастика «Самолёт».  Развитие артикуляционной моторики; развитие вкусовых навыков.

Учитель –логопед:  В городе Павлово есть ещё заводы, которые занимаются производством деталей для воздушного транспорта: самолётов, ракет. Это заводы «Восход» и «Гидроагрегат».
Рассмотрим подробнее детали самолёта.

«Кабина пилота» (Надуваем щеки)

«Иллюминаторы» («Бегемот»)

«Крылья»   («Часики»)
«Лопасти» («Вкусное варенье»)
«Заправка топлива» («Трубочка») + вкусовая чувствительность (пьют сок через трубочку, каждый ребёнок должен определить на вкус, из чего сок)

Примерные ответы детей: У меня сок из яблока, значит это яблочное топливо.

У меня сок из апельсина, это апельсиновое топливо.
У меня сок из грущи, это грушевое топливо.

 Делают фото для мальчика.

  1. Упражнение «Повтори ритм». Развитие слухового внимания, чувства ритма, музыкального слуха.

Учитель –логопед:  Посмотрите, какие красивые столовые приборы делают на павловском заводе имени Кирова. Можете выбрать по две столовых ложечки, и мы с вами немного поиграем.

Дети повторяют ритм за логопедом, затем за музыкальным руководителем (деревянные ложки, пианино, металофон). Внимательно послушайте ритм и повторите его (металлические ложки).

Делают фото для мальчика.

Учитель –логопед: На этом наша экскурсия подошла к концу.  Что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии по музею заводов?
Примерные ответы детей: Мне больше всего понравился ПАЗ, потому что там делают удобные автобусы...
Мне больше всего понравился завод имени Кирова, потому что там делают красивые столовые приборы…
Мне больше всего понравился завод «Восход», потому что я люблю самолёты…

  1. Рисование «Павловский лимон».

Учитель –логопед:  Предлагаю вам немного прогуляться и отправиться на пристань пешком. О. какой удивительный памятник стоит в центре города Павлова. СЛАЙД №4 – Павловский лимон. 

Воспитатель:   Здравствуйте, уважаемые туристы. Снова мы с вами встретились.  Вижу, ваша экскурсия по городу продолжается!? А а вам известно, за что в Павлово так любят лимоны? Почему им поставили памятник?

Ответы детей.

Учитель –логопед: Нужно сфотографировать этот памятник для заболевшего  туриста. (Фотоаппарат ломается).

Воспитатель: Наш город славился не только кузнецами, но и художниками. Я приглашаю вас в художественную мастерскую. Здесь вы сможете нарисовать картины для вашего друга вместо фотографии.

- Как называется это растение? Лимон.
- В чем растет лимон? (В горшке)
-
Посмотрите, какую форму имеет горшок, в котором растет лимон? (Прямоугольную)
- Какого он цвета? (Коричневый)

Давайте рассмотрим строение лимона.
- Из каких частей состоит лимон.
- Какого цвета у лимона  листья?
  (Зелёного цвета).
- Какой формы листья?  (Листья овальные………)
- Какой формы сам плод? (Овальной)
- Что больше: листья или плод?
Объяснение последовательности выполнения рисунка.
1. Располагаем лист вертикально.

2. С чего начнём рисовать?
Какие цвета будем использовать? (Яркие)
- Как получить яркий цвет? (Нужно использовать меньше воды, больше краски).    

( Дети рисуют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)

  1.  Упражнение «Сувенир на память». Развитие тактильной чувствительности, связной речи. Совершенствование умения составлять сложноподчинённые предложения с придаточным причины.

Учитель –логопед: Пока наши картины сохнут, я предлагаю вам зайти в сувенирную лавку. Каждый из вас может выбрать бесплатный сувенир на память о городе Павлово, но для этого необходимо определить на ощупь, какой сувенир спрятан в мешочке.

Дети по очереди определяют, какой сувенир лежит в мешочке (лимон, ложечка, автобус, самолётик, замочек, ладья).

Учитель –логопед: Как вы думаете, почему … сувенир города Павлова?

Примерные ответы детей: - Лимон – сувенир города Павлова, потому что здесь выращивают лимоны.

- Ложечка – сувенир города Павлова, потому что на Кировском заводе делают ложки, вилки, ножи.

- Автобус – сувенир города Павлово, потому что в Павлово собирают автобусы и т.д.  (Самолётик, ключик, замок)

  1. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Учитель –логопед: Понравился вам город Павлово? Почему?

(Ответы детей). А к нам на электронную почту пришло видео сообщение.

Мальчик (заболевший пассажир) благодарит детей за фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»

Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.

Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием элементов кинезиологии.

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием элементов кинезиологии....