Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Весна пришла- птиц встречай"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шешукова Наталья Олеговна
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах.
Задачи: 
Образовательные: 
Активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов;  
упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов;                                                             
Развивающие:
развивать связную речь детей, обогащать их словарь; 
развивать логическое мышление,  память, воображение, слуховое и зрительное внимание.                              
Воспитательные:
воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 г.Челябинска» (МАДОУ «ДС № 26 г.Челябинска»)

г. Челябинск 454030 ул. Александра Шмакова, 25 тел. 8 (351) 245-25-31,

электронная почта: madou26@list.ru

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Пришла весна – птиц встречай»

в средней группе «Маленькие моряки»

Воспитатель:

Шешукова Наталья Олеговна

I квалификационной категории

Челябинск

2024

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: 

  • Активизация словаря по теме, закрепление названия перелетных птиц, их птенцов;  
  • упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов;                                                            

Развивающие:

  • развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
  •  развивать логическое мышление,  память, воображение, слуховое и зрительное внимание.                              

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Словарь: грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, кукушка, стая, перелетные птицы.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, картинка «признаки весны», мяч, обруч, зеленая ткань, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

  • беседа на темы: «Приметы весны», «Перелётные птицы»;
  • рассматривание иллюстраций о птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • описание птиц по опорной таблице;
  • чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах.

Структура занятия.

  1. Вводная часть – 3 минуты.
  2. II. Основная часть – 15 минут.
  3. Заключительная часть – 2 минуты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Занятие начинается в приемной. Дети стоят у двери или у мольберта так, чтобы всем было видно картинку «Признаки весны».

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила вам много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Воспитатель обращает внимание детей на  картинку «Признаки  весны»
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы, прилетают птицы.

Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные.

Воспитатель предлагает детям пройти в группу и присесть на стульчики.

Воспитатель: Ребята, я буду называть вам птиц, но если я ошибусь – хлопайте в ладоши и топайте ногами

Прилетели птицы – голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы – голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы – голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы – голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как называют птиц, которые прилетают весной?

Ответы детей..

Воспитатель: эти птицы - перелетные.

Воспитатель: почему этих птиц называют перелётными?

Ответы детей..

Воспитатель: осенью птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

А зачем они осенью улетают в теплые края?

Ответы детей..

Воспитатель: правильно, ребята, птицам нечего есть, холодно, поэтому улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, а птицы улетают по одной или группами?

Ответы детей..

Воспитатель: Как называются эти группы птиц?

Ответы детей..

Воспитатель: Группа птиц, летящие вместе, называется стая.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, для этого встаем со стульчиков и подходим к обручу. Обруч – это проталина, на которую прилетят перелетные птицы (внутри обруча зеленая ткань).

Игра «Найди перелётную птицу»

Ход игры: дети встают возле обруча, воспитатель показывает картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только птиц, которые весной возвращаются с юга и поместить на проталину (в обруч).

Воспитатель: поместите на проталину только тех птиц, которые прилетают к нам весной с юга.

Воспитатель: Назовите птиц, которых вы поместили на проталину.

Ответы детей..

Воспитатель Грач, лебедь, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, ласточка.

Назовите, одним словом, этих птиц.

Ответы детей..

Воспитатель: Ребята, присаживаемся на стульчики и поиграем в другую игру.

Речевое упражнение «У кого кто?» (с мячом)  

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребенку и называет птицу. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как у этой птицы называется птенец.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть птицу, а вы – ловить мячик и называть птенца названной птицы:

У грача – грачонок,                                                                                                                        

у скворца – скворчонок,                                                                                                                

у журавля – журавленок,                                                                                                              

у лебедя – лебеденок,                                                                                                                    

у утки – утенок,                                                                                                                          

у ласточки – ластушенок,

у кукушки – кукушонок,

у аиста – аистенок.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнём.

Воспитатель проводит физкультминутку, дети выполняют движения соответственно тексту.        

Физкультминутка «Птицы прилетают»

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Возвращаются скворцы, работяги и певцы

.-Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.

А грачи у лужицы-

Ладони соединяем вместе чашечкой.

Шумной стайкой кружатся.

 -Круговые движения кулачками рук.

Журавли летят торопятся,-

Пальцы обеих рук расставляем,большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

А малиновка и дрозд занялись устройством гнезд.

-Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.

Воспитатель: ребята, поиграем еще в игру, для этого становимся вокруг стола. На столе карточки с изображением птиц.

Дидактическая игра «Четвертый  лишний?» (по картинкам)

Цель: уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия; уметь отличать от зимующих птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: воспитатель специально среди перелетных птиц, размещает зимующую птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Воспитатель предлагает детям объяснить свой выбор.

Наборы картинок:

Ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль.

Воспитатель: хорошо мы с вами поиграли, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: ребята, мы много сегодня говорили о птицах. А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Дети внимательно слушают и делятся своими впечатлениями от услышанного. (Радостное, веселое настроение)

Воспитатель: Сегодня ребята, вы, все молодцы, отвечали хорошо. Мы повторили с вами то, что знали о перелетных птицах, а также узнали много нового.

        Я  хочу подарить вам раскраски с нашими пернатыми друзьями. Творческих успехов вам!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для средней группы на тему:"Мы пришли к вам опять, чтоб потешку рассказать".

Программное содержание:Развивать и обогащать речь  детей. Закрепить знающие потешки – малые формы фольклора. Вызвать у детей желание повторять их вместе с воспитателем, четко проговаривая звуки, ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Перелетные птицы»...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Зимующие птицы" (средняя группа)...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Готовимся встречать весну и Международный женский день"

Цель: - ознакомление детей со стихотворением А. Плещеева «Весна».Задачи: - воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его;- упражнять в умении поздравлять женщин с пр...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сад «Домашние птицы».

Цель: формировать обобщающее понятие «домашние птицы», упражнять в практическом употреблении простых предлогов: в, из, по, за, от, к, около, совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ...