«Обучение грамоте». «Повторение пройденного»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Смакова Файруза Акрамовна

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Обучение грамоте»

Тема: «Повторение пройденного»

Возрастная группа: подготовительная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Обучение грамоте»

Тема: «Повторение пройденного»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил:

Воспитатель Смакова Ф.А.

имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 16л

Туймазы, 2024

Цель: закрепление знаний умений и навыков детей по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные: Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений, текстов с пройденными  буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

Развивающие: Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Воспитательные: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, творческого воображения.

Средства реализации: Магнитная доска, мяч среднего размера, карандаши, конверты со словами, листы с заданиями, листы со слогами, листы с изображениями морских животных, изображение королевы знаний, листы с заданиями и текстом для чтения для детей

Предварительная работа: Повторение упражнения «Колобок»

Методы и приемы:

Словесные: беседа, объяснение, напоминание.

Наглядные: демонстрация, показ.

Практические: физминутка, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня у нас группе гости поздоровайтесь с ними.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель (к детям). Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

1.Игра «Цепочка». Развитие навыков звукового анализа (выделение начальных и конечных согласных).

Воспитатель предлагает детям остаться на ковре и берет в руки мяч.

Воспитатель. А теперь знакомая вам игра «Цепочка». Я бросаю мяч одному

из вас и произношу слово. Тот, кто поймал мяч, вспоминает слово, которое начинается с последнего звука моего слова. Стакан.

1-й ребенок. Носок.

2-й ребенок. Карандаш.

3-й ребенок. Шапка.

4-й ребенок. Алфавит.

Педагог. Тарелка.

1-й ребенок. Аист.

2-й ребенок. Торт.

3-й ребенок. Трактор.

4-й ребенок. Ракета.

Воспитатель. Молодцы! Я вами горжусь.

(После зарядки, обращаю внимание на окно. Там лежит конверт.)

Воспитатель. Дети посмотрите на подоконнике лежит какой то конверт, давайте, вскроем конверт и узнаем от кого пришло письмо.

(Распечатываю конверт и читаю.)

 «Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!

Королева Знаний.

Воспитатель. Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания?

Дети. Да.

Воспитатель. А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться. Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда в путь. У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель. Садитесь на свои места. Сядьте правильно. Вот мы и в стране знаний. И первым заданием, которое приготовила для вас Королева Знаний:

Пазлы «Составь слова»

Воспитатель. Сегодня мы снова будем читать, играть, повторять все пройденные буквы и звуки.

(Педагог просит обратить внимание к доске , на которой расставлены пазлы со слогами).

Воспитатель. Ребята прочитайте слоги.

Дети. Ры, щу, дил, дель, ко, ба, ка, фин, кро.

Воспитатель. Попробуйте составить из этих слогов слова.

Дети. Рыба, дельфин, щука, крокодил.

Воспитатель. Как назвать эти слова одним словом?

Дети.  Речные и морские обитатели.

Воспитатель. Переверните карточки на другую сторону. Получились ли с обратной стороны изображения этих пресмыкающихся.

Дети.Получились.

Воспитатель. Отлично. А теперь подберите названия речных и морских обитателей из трех слогов.

1 ребенок. А-ку-ла.

2 ребенок. Кре-вет-ка.

3 ребенок. Ме-ду-за.

4 ребенок. Ось-ми-ног.

5 ребенок. Кро-ко-дил

2. Работа по букварю. Совершенствование навыка осознанного

чтения.

Воспитатель приглашает детей за столы и раздает им тексты для чтения.

Воспитатель. Будем читать рассказ «Хитрая рыба».

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

1-й ребенок. Хитрая рыба.

2-й ребенок. Долго сидел я с удочкой на берегу.

3-й ребенок. Не клюют у меня пескари.

4-й ребенок.  А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил.

5-й ребенок. Сел и я в тени.

6-й ребенок. Сразу пескари клевать стали.

7-й ребенок. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна.

8-й ребенок. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.

Воспитатель. Вы очень хорошо прочитали рассказ. О ком он?

2-й ребенок. О мальчике, который ловил рыбу.

Воспитатель. У мальчика рыба клевало?

3-й ребенок. Нет у него не клевало.

Воспитатель. Почему?

4-й ребенок. Потому что он сидел в чистом, открытом месте.

Воспитатель. Отлично.

3. Анализ предложения. Совершенствование навыка анализа и синтеза

предложений.

Воспитательпомещает на магнитную доску схему предложения.

Воспитатель. К какому предложению прочитанного вами рассказа подходит

эта схема?

Дети. Сразу пескари клевать стали. В этом предложении 4 слова, как и в

схеме.

Воспитатель.  Правильно. Молодцы. А теперь сами составьте предложения

к этой схеме.

1-й ребенок. Мама жарит красную рыбу.

2-й ребенок. Сережа рисует черного кита.

3-й ребенок. Крокодил съел большую птицу.

4-й ребенок. Мама варит вкусный компот.

Воспитатель. Очень хорошо.

Воспитатель убирает тексты и схему с доски.

Воспитатель. Дети переверните лисы бумаги другой стороной и давайте подготовим наши руки к работе в тетради. Покатайте ручки между ладонями и согрейте их.

4. Работа по тетради «Развитие фонематических процессов и навыков

звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». Развитие навыков

звукового анализа.

Воспитатель приглашает детей за столы и раздает им тетради и карандаши.

Воспитатель. Назовите картинки на странице.

Дети. Рыба, сом, щука.

Воспитатель.Закончите схемы слов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель.А теперь выберите по одному слову и расскажите о нем.

1-й ребенок. В слове рыба всего четыре звука: [р], [ы], [б], [а]. Два гласных звука [ы], [а], твердый звонкий согласный [р], твердый звонкий согласный [б].

2-й ребенок. В слове сом всего три звука: [с], [о], [м]. Один

гласный звук [о], твердый глухой согласный [с], твердый звонкий согласный [м].

Таким же образом отвечают остальные дети. Воспитатель оценивает их работу и убирает листы и контейнеры с карандашами.

5.Подвижная игра «Колобок». Координация речи с движением, развитие

подвижности, творческого воображения.

Воспитатель приглашает детей в центр помещения и предлагает сделать знакомое упражнение.

Колобок, колобок,

Колобок — румяный бок

Идут по кругу в приседе, поставив руки на пояс.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Бегут на носочках по кругу, поставив руки на пояс.

Встретил мишку, волка, зайку,

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка,

зайку.

Всем играл на балалайке.

Изображают, как играют на балалайке.

У лисы пел на носу.

Весело пляшут.

Больше нет его в лесу.

Повернувшись лицом в круг, разводят руками и пожимают плечами.

6. Упражнение «Звездочки». Совершенствование фонематических

представлений (определение места звука в слове).

Воспитатель привлекает внимание детей к картинкам.

Воспитатель. Произнесите названия картинок, которые вы видите.

Дети. Медуза, кальмар, морж, осьминог

Воспитатель. Определите место звука [м] в этих словах. И поставьте звездочки в нужное место.

Дети выполняют задание. При необходимости педагога предлагает детям прокомментировать его.

7. Составление и чтение предложений из данных слов. Совершенствование навыка чтения.

Воспитатель раздает детям конверты со словами.

Воспитатель.Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. На забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте получившиеся предложения.

1-й ребенок. Акулы — очень сильные рыбы!

2-й ребенок. Спят они урывками, плавая, медленно шевеля хвостом.

3-й ребенок. У них великолепный нюх. 

4-й ребенок. Им нужен простор морей!

 5-й ребенок. Они едят все подряд!

Воспитатель. Хорошо.

8. Составление рассказа из данных предложений. Совершенствование

навыка чтения.

Воспитатель предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения.

Воспитатель. А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.

Дети выполняют задание.

Воспитатель.Прочитайте получившийся рассказ.

Дети. Акулы — очень сильные рыбы! У них великолепный нюх. Они едят все подряд! Спят они урывками, плавая, медленно шевеля хвостом.Им нужен простор морей!

Воспитатель.Очень хорошо. А как вы назовете рассказ?

Дети.Акулы.

Воспитатель. Очень хорошее название. Ребята вы все молодцы. Королева знаний Вами довольна, вы очень многому научились, если не научились у Вас за лето есть время все подтянуть. Нам пора обратно в детский сад. Все закройте свои глазки покружитесь и в детском саду очутитесь.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли,

высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (подготовка к обучению грамоте,математика) "Повторение пройденного материала" в старшей группе для детей с ОНР.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание( подготовка к обучению грамоте, математика).Старшая группа, ОНР, первый год обучения....

НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.

             НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.        Тема недели: «Эксперименты»Тема НОД: «Путешествие на ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                           Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

Занятие по обучению грамоте "Повторение и закрепление пройденного материала" ([с], [с\'])

Занятие по обучению грамоте "Повторение, закрепление звуков [с], [с']. (по Н.В. Нищевой)...

Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв (й, е, ё, ю,я) "

Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв" (по Н.В. Нищевой)...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) Тема. «Повторение и закрепление пройденного»

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Развитие фонематических процессов, мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости и подвижнос...