НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

               НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.       

Тема недели: «Эксперименты»

Тема НОД: «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: Обобщение пройденного. (Гласные звуки: А, О, У, Ы; согласные звуки :М (М’), С(С’),    Х(Х’), Ш,Л(Л’), Н (Н’), Р(Р’).)  Составление и чтение слогов и слов с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zakreplenie_zvukov_st._gruppa.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

               НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.        

Тема недели: «Эксперименты»

Тема НОД: «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: Обобщение пройденного. (Гласные звуки: А, О, У, Ы; согласные звуки :М (М’), С(С’),    Х(Х’), Ш,Л(Л’), Н (Н’), Р(Р’).)  Составление и чтение слогов и слов с ними.

Задачи: 1.Познакомить с интонационными знаками в конце предложения; показать изменение смысла предложения от знака, который стоит в его конце.                                                                                                                

2.Закрепить гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки: М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Упражнять в чтении открытые и закрытые  слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;  Составлять схемы предложений.

3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.

4. Закрепить свойства воздуха ( прозрачность, невидимость, легкость, сила).

5.  Развитие силы голоса и речевого дыхания; Развивать общую моторику, учить координировать движения с речью и музыкой.

6.  Помочь  детям налаживать взаимодействие в совместной игре «Путешествие на воздушном шаре», развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

7.  Развивать мелкую моторику.

Ожидаемый результат: Знание букв А, У, О, Ы,  М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; Способность самостоятельно составлять и читать слоги и слова с ними. Составлять схему предложения и самостоятельно определять интонационные знаки в конце предложения.

Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками: А, У, О, Ы; согласными звуками: М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; групповое и индивидуальное чтение по слогам; знакомство со свойствами воздуха во время тематической недели

Организация занятия: Меняется статическое положение детей в течение занятия.

Оборудование для каждого ребенка: Воздушные шары (на шаре гласный звук или слог), ковролин для ниткографии; дидактический материал для игры «составь схему предложения»; пазлы (транспорт).

Демонстрационный материал: «необитаемый остров», «Море» (на острове цветы с согласным звуком, удочки; в море рыба со слогом)

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Дети стоят полукругом в групповой комнате.

-Хотите со мной поиграть?

1.Дыхательная гимнастика.  Игра «Эхо»

-Ребята, у нас будет  две команды. Первая команда - девочки кричит громко «АУ», вторая команда - мальчики «эхо» тихо отвечает: «АУ». (повторяется игра 2-3 раза).

2. Дыхательная гимнастика.  Игра «Шар»

Воздух мягко мы вдыхаем     (Вдох)

Шарик красный надуваем   (Выдох)

Пусть летит он к облакам  (Вдох)

Помогу ему я сам.  (Выдох)

  1. Введение в тему занятия.

– Что вы вдохнули? (Воздух)

    -  Скажите, есть ли в комнате воздух?  (Есть)  Где он? (везде)

-Что было бы, если бы воздуха не было? (Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать; погибло бы все живое).

- Что вы знаете о воздухе? (Он  прозрачный, невидимый, легкий, сильный)

  1. Тема занятия.

- Садитесь за столы. Хотите еще поиграть? Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Выложи букву». Но сначала давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из слов) Да, и когда мы с вами называли свойства воздуха, мы тоже произносили слова. Я сейчас снова произнесу свойства воздуха.

1Первое слово - невидимость. Какой первый звук вы слышите? (н) Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий? Почему вы так решили? Чем отличаются гласные звуки от согласных? Выложите букву обозначающий этот звук с помощью ниткографии.

 2.Легкость. (Анализ тот же)

3.Сила.  (Анализ тот же)

 -Выложите одну из этих букв на выбор с помощью ниткографии. А ну ка, кто быстрее! Какую букву ты выложил? А ты?

-Посмотрите, что у меня в руках? (шары) Чем они отличатся? Красный шар наполнен воздухом, а желтый нет. Какой из них может улететь? (красный)

Шарик в гости прилетел

И в ладоши тихо сел.

Шарик как зовут тебя?

Есть ли у тебя друзья?

Шарик детям отвечал,

Улыбнувшись, закричал:

Красный шар зовут меня,

Вы теперь мои друзья!

Но вдруг ветер налетел,

Шарик взял и улетел.

-Ребята, а вы заметили, что пока я рассказывала стихотворение мой голос звучал по - разному, он менялся ,как будто то поднимался то опускался с горки. Вот послушайте: «Шарик в гости прилетел и в ладоши тихо сел». Я произнесла это предложение спокойным ровным голосом; сделала сообщение. В конце таких предложений ставится знак – точка. Вот такой. «Шарик как зовут тебя?»- И опять мой голос изменился. Он что-то спрашивает, задает вопрос. В конце такого предложения ставится вопросительный знак. (показываю) Я задала вопрос, и шарик мне ответил: Улыбнувшись, закричал:

Красный шар зовут меня,

Вы теперь мои друзья!

Он непросто ответил, он закричал. И мой голос повысился. В конце таких предложений ставится восклицательный знак (показываю).

И так, если я вам спокойно что-то сообщаю, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором.

-А если, я вам что-то сообщаю громко, радостно восклицая, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором.

- Если я вас о чем-то спрошу, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором. Усвоили? Сейчас проверю.

Постройте на ковролине  схему предложения и не забудьте поставить нужные знаки  в конце предложения: «Шар улетел.»  А теперь я повторю это же предложение, но с другой интонацией. Замените знак в конце предложения, поставьте нужный. «Шар улетел? Шар улетел!»

Давайте вспомним последние строчки нашего стихотворения.

Но вдруг ветер налетел,

Шарик взял и улетел.

- А что такое ветер? (это движение воздуха). Правильно, от движения воздуха зависит сила ветра .Бывает ветер слабенький, а бывает такой силы, что все сносит на своем пути, настоящий ураган. Вот такой ветер на нас налетел и мы полетели! (Звучит музыка)  

Динамическая пауза.

Шарики воздушные

 Бегут по кругу

На ветру послушные,

 Бегут по кругу.

Снами вместе кружатся 

   Кружатся,

 Улететь хотят.

 Поднимая и опуская руки с шариком перед собой.

  Шарики воздушные

   Плавные покачивания руками над головой

  На ветру послушные.

  из стороны в сторону.

Вместе с нами прыгают

  Прыгают на месте

 Дружно ввысь летят.

      Прыгнуть на остров. Присесть.

  1. Закрепление темы занятия.

-Принес нас ветер на необитаемый остров. Ой, ребята, а я не знаю,  как назад возвращаться, ветер стих, и шарики не летят. Может вы, что-то предложите? (2-3 ребенка предлагают, проявляя фантазию). Подождите на ниточке моего шара конверт. Вот оно что, чтобы вернуться домой мы должны выполнить 3 задания.

Д/И «Составь слово».

На ниточках ваших шаров у одних ребят буквы, а у других целые слоги. Подойдите те, у кого слоги, вам предстоит выполнить самое трудное задание. Прочитайте слоги. А теперь каждый из вас удочкой  должен поймать рыбку со слогом. Нужно поймать такую рыбку, чтобы соединив 2 слога, обязательно получилось слово.

Д/И «Прочитай слог»

Подойдите только те, у которых одна буква.  На лугу растут необычные цветы. Сорвите, каждый по цветку, прочитайте слог. А теперь наоборот.

Д/и «Собери транспорт»

Ветер унес из города не только нас, но и весь транспорт, да еще и поломал его. Нам его нужно собрать, починить.  Поднимите и покажите только тот транспорт, который можно назвать «воздушный» Мы прилетели сюда на воздушном шаре. К какому виду транспорта его можно отнести и почему?

-Вот мы и выполнили все задания. Берите шары в руки. Ветер, где ты? (звучит музыка, дети с шарами бегут по кругу, садятся на стульчики.)

Итог занятия.

-Понравилось путешествие на шаре?  (Да)

-Нам пришлось потрудиться, но мы справились. Давайте вспомним ,какие задания мы выполняли?  (Выкладывали буквы)

-Что еще мы делали? (Составляли схему предложения) Правильно, и теперь мы знаем, что в конце предложения может стоять не только точка, а еще «?» и «!» знаки.

- Какие задания мы выполняли на острове? (Составляли слова и слоги)

-Подумайте, какое задание у вас получилось быстро и правильно?

-А где вы затруднялись?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв (й, е, ё, ю,я) "

Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв" (по Н.В. Нищевой)...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...